ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД.
|
Этот обряд занимал особое место в ритуалах семейного цикла. По сравнению с другими
обрядами он более консервативен, так как отражает медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых и умерших. Кроме того, соблюдение установившихся
ритуальных действий издавна считалось важным для судеб души в загробном мире, следовательно, было моральной обязанностью родственников по отношению к умершему. Выполнение этой
обязанности контролировалось общественным мнением, а также убеждением, что душа покойного может наказать родственников, если что-то будет сделано не так. С ослаблением этих
идей ритуал продолжал поддерживаться этическими нормами. Погребение и поминки рассматривались как особое событие, когда неуместно было проявить чрезмерную бережливость и
пренебрегать обычаями, даже теми, которые могли казаться ненужными и потерявшими смысл. Исправное исполнение похоронно-поминальной обрядности было знаком уважения к человеку,
ушедшему из жизни.
Погребально-поминальная обрядность русского населения Сайгатской волости в к. XIX – н. XX вв., как и
другие элементы традиционной культуры, отражали историю формирования населения, пришедшего из разных мест и принесшего с собой не во всем одинаковые обычаи. Изучение локальных
черт погребально-поминальных обрядов и обычаев остается одной из важных задач, связанных с этнографическим исследованием населения. Значительный отпечаток на культурный облик
края наложило переселение старообрядцев.
Основные ритуалы действия в похоронно-поминальной обрядности
распадаются на несколько этапов: действия в момент смерти, после смерти, до похорон, во время погребения, после погребения, при поминании. Анализ этих ритуалов позволяет
выявить символику погребально-поминальных действий, определяющую само ритуальное поведение. Прежде всего, заслуживают внимания те аспекты погребальной обрядности, в которых
покойник выступает как олицетворение «родовой» группы, маркирует родовое сознание, объединяя данный социум перед лицом смерти. Такие функции покойника выступают в регламентации
определенного поведения или действий как со стороны родственников, так и других участников ритуала. Так, обмывальщикам отдавали одежду умершего, а тем, кто копал могилу, -
полотенца, на которых опускали гроб, так как эти люди олицетворяли мир мертвых, выступая в роли ритуальных «заместителей» умершего.
Определенные действия во время похорон подчеркивали представления об умершем не только как представителе «того света», но и будущем предке. В
контексте такого отношения к покойнику объясняется пожилой возраст обмывальщиков и тот факт, что староверы придавали их «благочестивости» особое значение. Этим можно объяснить
обычай говорить о покойнике только хорошее. Умершего помещали в красном углу, выражающем в символической классификации внутреннего пространства дома идею «мирового древа»,
символически связывающего «тот» и «этот» свет.
Погребальный обряд в определенном смысле следует рассматривать,
по мнению исследователя традиционной культуры русских Нижней Печоры Семенова Б.А., исследователя традиционной культуры русских Нижней Печоры, как жертвоприношение, в процессе
которого разворачивается будущий социум (модель мира). В связи с этим находит объяснение и ряд других действий: помещение части стружек в гробу дублирует строительную жертву
(дом-гроб), помещение в гроб березовых листьев маркировало идею «древа жизни».
Описание обрядности
целесообразно предварить одним общим замечанием. Жители Сайгатской волости сохранили в погребальных и поминальных обрядах немало традиций, уходящих корнями в древнюю
дохристианскую религию.
Похоронно-поминальный обряд рассмотрим в такой последовательности (по узловым
моментам): 1) действия перед смертью и во время смерти, 2) обряжение покойника и положение его в гроб, 3) вынос из дома, 4) отпевание в церкви (если оно совершалось), а)
погребение, б) поминки. Второй этап обряда – самый длительный, он занимает от одного до трех дней. Связь умершего с миром живых еще не прервана и все обрядовые действия
совершаются в доме. Вынос тела из дома и погребение – главный пункт всего погребального обряда. С положением гроба в могилу покойник окончательно изъят из мира живых и
полностью принадлежит миру мертвых.
Описание рассматриваемой обрядности следует начинать с момента приближения
к человеку смерти.
Когда становилось ясно, что больной не поправится, призывали настоятеля для исповеди.
Исповедь состояла в том, что «грешник» исповедовался священнику, получал разрешение своих грехов, при этом читается особая разрешительная молитва. Умереть без покаяния
считалось большим грехом: «Душа Архангелу Михаилу на копье попадет и в огонь ее грешную», - говорят старообрядцы. По воспоминаниям старожилов о старообрядцах бегунах-странниках
на тяжело больного человека выливали сорок ведер холодной воды, считая, что: «Если он выживет, то его никто не видит. Они в леса, в Сибирь, к своим отправлялись. Они друг друга
знают, дак парами живут. А умер, дак ночью видимо хоронят».
Исповедовались старообрядцы перед своим
наставником, после чего не причащались, как православные, а лишь накладывалась епитимия, «сто поклонов наставник дает, или сколько – по грехам». Исповедоваться у православного
священника и отпевать умерших в православной церкви не разрешалось. Умершего без покаяния не отпевали, а просто читали молитву на отход души.
Умирающий после исповеди прощался с членами семьи и родственниками и давал наказы. Обращение к больному было таким: «Тебя Бог простит, а ты меня
прости». С умершим членом семьи прощались до отпевания. Просили прощения, принимали на себя грехи, просили молиться за него Богу на том свете: «Ты перед Богом предстанешь,
помолись за меня грешного». Прощание у старообрядцев с умершим происходило таким образом. Положив три простых поклона перед иконой, обходили гроб по солнцу, доходили до лица
покойного со словами: «Прости меня Христа ради и благослови. Тебя Бог простит и благословит», повернувшись к иконам, еще два поклона поясных. Поцеловав покойного, отходили в
сторону.