Мужчина становится
корыстолюбивым только из-за капризов женщин. Не будь
женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем
героев.
Эрих Мария
Ремарк
Русскую народную свадьбу по праву относят к
наиболее сложным полифункциональным комплексам в
традиционной культуре народа. С точки зрения обычных
стереотипов поведения, как праздничного, так и
будничного, свадьба относилась к «непредвиденным
случаям». Она находилась как бы между будничными и
праздничными традициями поведения. По многочисленным
воспоминаниям и описаниям свадебного ритуала, свадьба
представляется как наиболее яркий праздник начала
семейной жизни.
Основные составные элементы
свадебной обрядности сайгатских крестьян: сватанье,
рукобитье, гулянье, столование – имеют универсальное
распространение в русской крестьянской свадьбе и
довольно полно описано литературе. Ритуальные действия,
совершаемые при этом, направлены на преодоление
антагонизма между партиями жениха и невесты и
обеспечение плодовитости. Символика отдельных элементов
свадебной обрядности тесно перекликается с символикой
родильных и похоронно-поминальных ритуалов, восходящей к
первоначальным космологическим представлениям, то есть,
все обряды жизненного цикла сопоставимы с моделью мира,
зафиксированной в мифопоэтической традиции. Только при
таком сопоставлении может быть вскрыт механизм,
посредством которого отношения между женихом и невестой
узаконивались, приводя к созданию нового мира (дома), то
есть нового социума.
В правилах поведения во время
сватовства оппозиция своего и чужого, внутреннего и
внешнего пространства находит отражение в ряде
предписаний сватам. Сватовство происходило тайно и
предпочтительно вечером. Сваты должны были (оставаться
под матицей до приглашения в красный угол), переступать
порог правой ногой. Корреляция поведения сватов с
семантикой пространственной среды дома обнаруживается и
в предписании не переходить до приглашения матицу, то
есть оставаться во внешнем пространстве. Сватовство
начиналось с произношения установленных формул
типа: «У вас невеста, а у нас жених. Нельзя ли род
свести. Да сватовство завести?» при этом сваты
располагались под матицей, функции которой увязываются с
концепцией «мирового древа».
После этого гостей усаживали в
красный угол, в то время как невеста находилась на
середе. Так обрядовое поведение сватов и домочадцев
невесты раскрывало через пространственную локализацию
оппозицию своего и чужого пространства.
При сговоре (рукобитье)
оппозиция своего и чужого реализуется уже в поведении
невесты, которая должна была «голосить», умоляя отца
отклонить поведение сватов. В то же время рукобитье как
бы символизировало определенную актуализацию отношений
партий жениха и невесты, хотя сам ритуал рукобитья
совершался, через полотенце (по народным представлениям,
«чтобы голо не жить»).
Наряду с похоронно-поминальным и
крестильным обрядами свадьбу по праву относят к
«переходным» обрядам жизненного цикла. Молодые люди
прощались со своей половозрастной группой, а
относительно и со своей жизнью, переходили в разряд
семейных мужчин и женщин, имеющих совершенно иной
социальный и экономический статус в сельском мире. В
связи с этим свадебный ритуал был буквально пронизан
сакральным духом, насыщен обрядовыми действиями, которые
должны были защитить молодую пару от будущих несчастий.
И заложить прочные основы семьи, соответствующей идеалам
крестьянства.
В выборе брачной пары основное
главное слово имели родители (родные и крестные), хотя
симпатия молодых при выборе тоже учитывалась. Не всегда
взгляды молодых людей и родителей совпадали. По
гражданским законам родители не могли принуждать молодых
людей вступать в брак, но по представлениям крестьян,
молодежь – это еще не взрослые, парень и девушка
становились взрослыми только после обзаведения семьей. И
поэтому общественное мнение, и церковь порицали браки
без родительского благословения и согласия. В
крестьянской семье отношения родители-дети чаще всего
регулировались родительским благословением или угрозой
родительского проклятия. В комплексе крестьянских
религиозно-этических оценок благословение
рассматривалось как признание нравственной правоты
задуманного и, вследствие этого, как залог успеха. Кроме
того, благословение расценивалось и как гарантия
поддержки мира христианского, т.к. обычная форма ответа
при просьбе благословить: «Бог благословит».
Церемония сватовства была
сложной и состояла из нескольких этапов. Узнав о желании
сына жениться на той или иной девушке родители жениха
советовались с родственниками, старались побольше
разузнать о невесте, если она была малознакомой. Если
видели, что с другой девушкой можно устроить судьбу сына
с большей выгодой, то пытались отговорить от менее
выгодного брака. Однако следует отметить, что в к. XIX –
н. XX веков роль родителей в брачном выборе несколько
ослабевает. Растет число браков по любви, без согласия
родителей или вопреки их желанию. Возможность заработков
на стороне ослабляла традиционную власть глав семей,
делала крестьянскую молодежь в вопросах брака менее
зависимой от родителей.
В качестве сватов могли
выступать как мужчины, так и женщины, самые близкие к
жениху или его семье. Чаще всего сватовщиками назначали
крестного отца (затем исполняющего роль тысяцкого на
свадьбе) и родного отца, иногда самого жениха, его
взрослого брата, в отличие от заводских свадеб, где
предпочтение отдавалось свахам. Профессиональных сватов
не было, хотя предпочитали поручать исполнение данной
роли «опытным в этом деле людям». Отправляясь свататься,
обращали внимание на приметы. Для успеха дела хорошо,
если по дороге встречалась молодица с водой, а кошки не
перебегали дорогу.
Довольно-таки распространенный
по северу Пермской губернии магический прием,
сопутствующий появлению сватов в доме невесты, когда
сваты ударяют пятой о порог, чтобы по выражению их
«невеста не попятилась» в Сайгатской волости не был
известен. Сваты появляясь в доме, вставали под матицу и
приступали к главной цели своего приезда – сватанью со
словами: «У вас невеста, у нас жених…» - или «Есть у нас
князь для вашей княгини. Конь под ним полтораста рублев,
убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит и цены
ему нет». Дальнейший разговор шел тоже по установленному
порядку. Родители невесты просили сватов садиться,
благодарили за честь и по своим средствам угощали их
чаем или вином, или тем и другим. При этом сваты,
расхвалив жениха, пытались узнать что-то о невесте, а
родители невесты, в зависимости от желания отдать дочь
за этого жениха поворачивали направление разговора. Если
не хотели, то отговаривались ее молодостью, своей
неприготовленностью, отсутствием приданого т.д. Поняв
свою неудачу, сваты уходили домой. Если жених был
подходящим и родители намерены отдать дочь за него, то
не отказывали, но просили будущих родственников
приходить еще. В случае всеобщего согласия посылали
сказать в дом жениха, чтобы шли на просватанье, где
совершалось рукобитие. Отец невесты подавал руку отцу
жениха через полотенце со словами: «Смотри, сват, не
имей другого слова». Мать невесты и дружка разбивали
руки. Акт рукобития имел очень большое обрядовое
значение, - это означало окончательную договоренность
или просьбу «принять в родство». Поэтому расстроить
свадьбу после рукобития считалось позором. С этого
момента невеста начинала причитать, в чем помогали ей
подруги. На рукобитьи происходило угощение вином.
Невесту приглашали к столу, угощали вином. Здесь же
обговаривался день свадьбы. Время от просватанья до
венчания бывало разным: от одного до двух недель, в
зависимости от достатка семей. Во время до венчания
устраивали посиделки, которые посещал жених с братьями,
холостыми парнями.
Невеста с помощью подруг
готовила подарки на свадьбу. Жених спрашивал у невесты,
какой подарок она хотела бы получить от него (Чаще всего
заказывали ботинки или сапожки, материал на платье).
Подарок преподносился в день свадьбы.
Если невеста меняла свое решение
о свадьбе ради другого жениха, ворота ее дома могли
измазать дегтем.
Весь этот период до девишника в
доме невесты девушки, ее подруги, помогали шить
приданое, а родители готовились к свадьбе. Ежедневно в
сумерках девушки вместе с невестой садились за стол и
пели «плачи». Их было множество. С окончанием сумерек
плачи прекращались, девушки продолжали шить до
ужина.
Период, именуемый девишником,
буквально переполнен множеством обрядов, ритуалов,
примет и разнообразным свадебным фольклором. По
обрядовому смыслу это очень ответственный период свадьбы
– окончательно решается судьба невесты и жениха.
Территориально обряды этого периода как бы делятся на
три части: 1) В доме невесты до приезда жениха. 2) В
доме жениха до отъезда к невесте. 3) В доме невесты с
приездом жениха. Соответственно этому делению
происходили специальные обряды, например, касающийся
только невесты – 1) расчесывание и заплетение волос
невесты, 2) раздача «красоты», 3) баня и т.д.; у жениха
– назначение дружки и других свадебных чинов,
составление поезда и т.д. Обряды, относящиеся к жениху и
невесте: многочисленные моления, благословение,
усаживание за стол, потчевание вином. Обычно обряды эти
переплетаются, входя один в другой. Расплетание косы и
выплетание ленты – это один акт, а раздача красоты
соединяется с очередным расплетением волос. Расплетение
косы происходило на середе, наиболее почитаемом месте в
хозяйстве крестьянина. Традиционным символом девьей
красоты в свадебном обряде Пермской губернии являются
ленты невесты (красотки), которые невеста раздавала
своим подругам. «Дивья красота» - это лента в косе
девушки. Порядок прощания с дивьей красотой был таким:
1) невеста просит отца и мать благословить на раздачу
красоты, 2) приглашение подруг расчесать невесте волосы,
3) раздача ленточек сестрам и подругам, 4) отдача
главной ленты священнику для того, чтобы ее положить в
евангелие. Все эти события сопровождались большим
количеством причетов.
Четкого времени проведения
обряда бани нет, но чаще всего обряд происходил накануне
дня венчания. Схема выполнения этого обряда такова: 1)
Девушки топили баню; 2) родители невесты приглашали в
«баньке помыться, попариться» своих родственников; 3)
испрашивание невестой у отца, матери и крестной
разрешения идти в баню. На следующий день, в назначенное
время все являлись, и девушки начинали наряжать невесту
к приезду жениха.
За время девишника и утром
венчального дня жених приезжает к невесте дважды. Утром
в день свадьбы уже затем, чтобы получить невесту от отца
и увезти под венец (у православных).
Таким образом, основная схема
сватовства и подготовки к свадьбе характерная для
Северного Прикамья и Русского Севера сохранилась в
Сайгатском предсвадебном периоде. Остается к началу XX
века обряд рукобитья через полотенце,
многочисленные моления, упрощается обрядность во время
подготовки приданого, в ряде деревень невесте
преподносятся не традиционные подарки (ботинки,
сапожки). У старообрядцев подготовка к свадьбе
отличалась малым количеством исполняемых песен,
сдержанным характером девичьих приготовлений к
свадьбе.
|