![]() |
||
|
|
ПЕРМСКИИ КАРАГАЙ В I987 году в газете "Звезда" появилась небольшая заметка Л.В. Баньковского "Загадка для краеведов". В ней Лев Владимирович ставил вопрос, - какими путями из Прикамья лиственница попадала в Венецию. Немного позже он вновь возвратился к этому вопросу, не, сей раз в книге "Пермистика", изданной в 1991 году. Приведём несколько выдержек из неё. В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историке Тентори в ХУЛ веке, есть такие строки: "Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей л прочностью свайных сооружений города на островах - пермскими карагаями". "Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надёжно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе, зачем бы деревья называли "пермскими карагаями". Ведь сама по себе лиственница и поныне растёт в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времён зовётся "венецианской смолой". Попытался Л. В. Банъковский выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую. Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека. "Ботаники полагают, что на Урал и При-уралье, а также в самые западные районы Европы, лиственница пришла из южной части Сибирского плоскогорья, Алтае-Саянской горной страны и Хангая. В этих местах и поныне распространён древний ландшафт "холодной степи", который в доледниковое, ледниковое и послеледниковое время простирался во всю ширину Евразийского континента... Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами, В Западной Европе, вместо некогда сплошных массивов лиственницы, остались её небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы". Но как, каким путём везли деревья, автор "Пермистики" не отвечает. Об этом у него есть, пожалуй, единственная фраза: "вокруг всей Европы". То есть, следует понимать, через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море. Неожиданная подсказка нашлась в работе Н.П.Соколова "Образование Венецианской колониальной империи", изданной в Саратове в 1963 году. В ней., в частности, говорится, что, начиная с XI века Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под её контролем оказываются важнейшие торгово-стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье. Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Н.Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань. И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо-западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Чёрное море, чем вокруг Европы, да и смогли они туда попасть далеко не сразу. Ещё одну подсказку даёт название лиственницы в Венеции - "пермский карагай". Пермский - понятно, что из Перми, a карагай - так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас всё сразу встаёт на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путём доставляли её до Астрахани. Как вы наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием "карагай" продавали. Был и другой путь: до г. Булгар по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Чёрное море недалеко. Если же везти лиственницу из Прикамья "вокруг Европы", то тюркскому названию появиться негде. Торговля шла бы через русский Новгород и какое-нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу на-зывают «ларикс». Этот короткий рассказ хочу закончить тем, что не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная её часть была из Прикамья. Но так как покупали её в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего "архангельская". Были, правда, и другие названия: "русская", "сибирская", "уральская". Только почему-то "пермской" не называли. Ещё многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи вёрст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы - названия села и деревни Карагай в нашей области.
|
Дата последнего изменения этого узла 15.01.2006
Ссылки на другие разделы сайта