Посетите сайт школы №3!
 

 

 БРАК И СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ.

 

Главная

 

Карта сайта

 

Карагай

 

Золотая баба

 

Ераны

 

Тайна городка

 

Клад

 

Сокровища

 

Легенда

Тайна подземелий Перми Великой

Братья Калинниковы

 

Беринг

 

Структура

 семьи

 

Сватовство

 

Свадебные

 обряды

 

Похоронные обряды

 

Андрей Кучумов

 

Садовница

 

 

 
 Гостевая книга
 khok@rambler.ru

 


УралWeb. Регион в интернете

УралWeb. Регион в интернете

Rambler's Top100

 

  Рейтинг@Mail.ru

 Рейтинг@Mail.ru

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

 

   

 

 

 

 

 

 

  Мужчина становится корыстолюбивым только из-за капризов женщин. Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев.

(Эрих Мария Ремарк)

     Нормы брачно-семейной жизни сложились в народной среде на ранних исторических этапах и включали в себя языческие дохристианские нормы. К таким особенностям относится обычно-правовое регулирование семейного строя и всей семейной жизни.

Брачный возраст для девушек наступал в 16 лет, для мужчин – 18, но предпочитали жениться с 20 лет. Это подтверждают данные метрических книг Свято-Никольской церкви в селе Сайгатка за 1863,. 1894 года.

У крестьян с.Сайгатка преобладали браки, заключенные в возрасте 21 – 30 лет. Довольно много браков заключалось и в молодом возрасте (до 20 лет). Брачный возраст мужчин и женщин начинал выравниваться. Повторные браки встречались не часто. Метрическая книга 1894 года Сайгатской церкви зафиксировала 3 повторных брака из 50 зафиксированных. Это были браки вдовых людей.

Все браки по семейному состоянию можно разделить на 2 основные группы: первичные браки, когда жених и невеста вступали в брак впервые, и вторичные, когда оба обручающихся партнера (или один из них) уже состояли в браке, но этот брак был прерван вследствие смерти одного из супругов или раз вода. Основную часть браков составляли первичные браки.

Смешанных в сословном отношении браков в к. XIX – XX вв. в с. Сайгатка, Сайгатской волости не было. Местное крестьянство было однородно по составу и среди него не было резкого расслоения. Женились или выходили замуж «за ровню». Чаще всего браки заключались в пределах ближайших деревень, ближайших волостей, при женитьбе сыновей и особенно при выдаче замуж дочерей соблюдалась возрастная очередность. Ее нарушение служило поводом для распространения среди односельчан возможных толков, догадок и сплетен. Как правило, они были не в пользу «обойденной» сестры. Ей приписывали различные нравственные пороки и физические недостатки. В тех случаях, когда младшая сестра выходила замуж раньше старшей, последняя нередко оставалась навсегда вне брака, поэтому в тех случаях, когда сватали младшую дочь при наличии незамужней старшей, обычно отказывали: «У нас через сноп не молотят», а в отдельных случаях давали согласие, но подменяли или пытались подменить невесту в день венчания ее старшей сестрой.

Духовное родство являлось препятствием для вступления в брак. По официальным законам не допускались браки только духовного сына с восприемницей (крестника с крестной матерью) и духовной дочери с восприемником (крестницы с крестным отцом). По народным воззрениям, препятствием для брака нередко считалось кумовство и крестное братство. В разной вероисповедальной среде  бытовали разные формы заключения браков. В большинстве случаев обязательным было церковное венчание, невенчанный брак  в православной среде рассматривался как безнравственный, брак считался законным, благословенный наставником старообрядческой общины и родителями. В метрических книгах Сайгатской церкви часто встречаются «подписки» об отречении от старообрядческой веры, для возможности крещения и венчания в церкви. Переход из веры в веру заключался обычно в формальном исполнении требуемого обряда и не менял чего-либо в религиозном мировоззрении перешедшего.

При заключении браков вставал вопрос о приданом. Приданое не включалось в общесемейное имущество, не делилось между членами семьи, а передавалось по наследству по женской линии. В приданое обычно давали скот, постель, одежду. Во время свадьбы жених давал выкуп за невесту. Размер выкупа, как и приданого, зависел от достатка семей. Условия и время заключения брака определялись при сговоре до свадьбы. тельное закрепление сватовства совершалось во время рукобития - обеда (обрученье).Крестный отец жениха был тысяцким на свадьбе. Невестины крестные сидели на свадьбе возле нее. Дядя и брат жениха могли быть дружкой.

Семейное состояние брачащихся оказывало существенное влияние на характер заключения браков и особенно на их оформление. С соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала заключались первичные браки и браки вдовых мужчин с ранее не состоявшими в браке женщинами. Браки вдовых и холостых мужчин с вдовами свадебными обрядами не сопровождались.

 Время заключения браков было тесно связано с земледельческим календарем. Вступление в брак, как правило, приурочивалось к свободным от сельскохозяйственных работ периодам года. Существенное влияние на распределение браков по месяцам оказал также и церковный календарь. В посты свадьбы не игрались. Поэтому основное количество браков приходилось на осенний (от  Покрова до Филиппова поста) и зимний (от крещения до Масленицы) периоды. В это время заключалось до 80% всех браков.

 Таким образом, приведенные материалы свидетельствуют о том, что для Сайгатской волости была характерна довольно сложная система брачных норм. Она регламентировала брачный выбор и возраст вступления в брак, оказывала влияние на календарное распределение браков, определяла форму заключения браков и характер брачных торжеств.

  Развитие товарно-денежных отношений ослабило значение крестьянского надела как единственного источника средств существования, уменьшило зависимость детей от родителей, снизило роль глав семей и родителей в заключение браков, расширило круг предбрачных знакомств и возможность брачного выбора.


 


 

Рейтинг ресурсов "УралWeb"

   
Главная Карта сайта Кама Беринг Структура семьи Сватовство Свадебные обряды Похоронные обряды Андрей Кучумов Садовница

УралWeb. Регион в интернетеЯндекс цитированияRambler's Top100УралWeb. Регион в интернете УралWeb

 

 

Хостинг от uCoz
WOscripts.com - JavaScript - Colored Space
Хостинг от uCoz