ОЗНАКОМЛЕНИЕ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ
ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Шкляева Надежда Алексеевна
Воспитатель Почётный работник общего образования
МДОУ ЦРР – детский сад № 30 г. Чайковский
Патриотическое воспитание это систематическая и
целенаправленная работа по введению дошкольников в историю
Родины, по формированию гражданской позиции растущего
человека. На нас лежит большая ответственность за воспитание
патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Современная наука (это отражено в региональных программах
Л.В. Коломийченко, и Н. Ахметовой) указывает, что для того
чтобы ДОУ помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь
детей в нём должна быть интересной, насыщенной,
запоминающейся.
Воспитатель должен с уважением относится к каждому ребёнку и
в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать
чувство любви к родному краю.
Современные требования к обучению дошкольников должны
обеспечить максимальную активность детей в преобладающем
самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и
индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с
родным краем.
Важнейшие педагогические принципы воспитания- сотворчество
детей, родителей, педагогов, опора на
эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения ( М.
Ю. Новицкая).
Отсюда- целью работы нашего коллектива, нашей группы
является поиск конструктивных форм взаимодействия,
сотворчества между всеми участниками педагогического
процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом,
земляками, используя личностно-ориентированную модель,
субъект- субъектную форму общения между детьми и взрослыми.
Мы разработали несколько приёмов работы с детьми по
ознакомлению с краем, но при организации занятий всегда
придерживались определённых стадий, шагов в подготовке к
ним, используя идеи педагогов- новаторов И. П. Иванова, Ш.
А. Амоношвили, М. Бесовой, С. Шмакова.
1. стадия- предварительная работа воспитателя. (Обдумывает
идею коллективной деятельности, его возможности, обсуждает
замысел с администрацией, родителями; размышляет как лучше
провести.)
2. стадия- коллективное планирование (Воспитатель вносит
идею коллективной деятельности на общем сборе детей: Будем
ли проводить? Как сделать это дело интересным? На радость и
пользу кому? Где провести? С кем?)
3. стадия- подготовка к коллективному делу (Дети могут
разделится на микрогруппы, каждая имеет своё задание)
4. стадия-проведение коллективного дела.
5. стадия- коллективное подведение итогов. (Воспитатель и
дети обсуждают, что было хорошо- почему? Что не удалось? Что
сделаем в будущем? И т. Д.
6. стадия- планирование следующего мероприятия.
В нашем детском саду вопросам патриотического воспитания
уделяется большое внимание. В план патриотического
воспитания ДОУ включены 3 блока, по которому мы работаем.:
- культурно-исторический,
- духовно-нравственный,
-гражданско-патриотический.
Тема моего выступления раскрывает некоторые вопросы
культурно-исторического блока. (Человек в истории. Человек в
культуре. Человек в своём крае.) В частности, я остановлюсь
на нетрадиционных приемах ознакомления с родным краем через
совместную творческую деятельность.
ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ
С ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
На этом вечере детей знакомят со знаменитыми людьми родного
города, края. Воспитывается чувство гордости за земляков, за
свою малую Родину. Знаменитыми земляками могут быть люди
труда, искусства, матери-героини, спортсмены, увлеченные
чем-то (коллекционеры, люди занимающиеся народным
промыслом), сотрудники детского сада. Мы не забываем о своих
маленьких земляках – детях нашего детского сада.
Например: На предварительной беседе дети отдали свои
«сердца» Саше Колошко. Вечер встречи происходил в специально
украшенном малом зале, где горели свечи, звучала музыка.
Саша рассказал о себе, о своей семье, отвечал на вопросы
детей. Выяснилось, что у него самое любимое занятия:
- играть на пианино,
- делать винегрет,
- читать книгу Библия,
- учить стихотворения, особенно Пушкина.
На вопрос «Чтобы ты рассказал инопланетянам о нашем городе?»
Саша ответил: « В городе Чайковском войны нет, не то, что в
Чечне. Город у нас чистый, люди заботятся о городе, и души у
нас чистые, воевать не хочется».
- Что такое душа?
- Это наш ангел. Сердце – чтобы кровь была красная, а душа
отвечает за поступки.
- Почему ты добрый?
- Потому что папа добрый
- Почему не дерешься?
- А стоит ли драться из-за пустяков?
- Есть у тебя мечта?
- Не скажу, секрет. Если расскажу, не сбудется
Потом Саша играл на пианино знакомые мелодии песен, а дети
подпевали, исполнил композицию, которую он сочинил сам. В
конце вечера все пели песню «Всем советуем дружить».
Чудо крестиком.
Мы узнали, что Наташа Кустова умеет вышивать крестиком, а
научила её мама. В доме множество вышивок, выполненных
Светланой Николаевной. Работы Светланы Николаевны произвели
незабываемые впечатления и на детей и на взрослых, поэтому
была организована специальная выставка «Чудо крестиком».
Мама и дочка показали свое искусство сначала в группе, а
потом родителям и сотрудникам детского сада в кафе
«Праздничное» к 8 Марта. Они услышали и прочитали много
добрых, восхищенных слов в «Книге отзывов» о своем
искусстве. Получили от благодарных посетителей выставки
большой праздничный пирог.
Мой папа – мастер добрых дел.
Алиев Ильгар Джамалович – мастер работы с деревом, и вообще,
мастер на все руки. Представил на встрече интересные поделки
из бумаги, макеты к сказкам, панно из природного материла,
прочитал стихи собственного сочинения. После встречи с
выставкой познакомился весь детский сад. Вот такие
замечательные родители-земляки живут в нашем городе!
Творческая встреча с поэтом-земляком.
В нашем Чайковском районе живёт народный поэт-самородок Марк
Колегов, а в детском саду действует Клуб любителей поэзии,
поэт был приглашен на творческий вечер, читал детям стихи из
своей книги.«В гостях у дедушки». Дети читали любимые стихи…
В память о встрече поэт подарил книгу с авторским
автографом.
Малая картинная галерея.
Часто в нашем саду организуется Малая картинная галерея, как
внутри группы, так и выставкой в детском саду, где можно
познакомиться с коллективным творчеством и индивидуальным
изобразительны искусством. Например: «Вернисаж» Кати
Березиной, «Пластилиновая фантазия» Максима Алиева и т.д.
ВЕЧЕР ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРОВ.
На вечер могут быть приглашены мастера – взрослые: резчики
по дереву, мастера лозоплетения, художники, люди творческих
профессий. Очень хорошо если есть возможность включить в
работу и детей. Мастера взрослые и дети рассказывают о своем
увлечении и дарят друг другу подарки.
Вечер парикмахеров.
На предварительной беседе с детьми пришли к единому мнению,
что в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и
прическа… Решили провести вечер парикмахеров. Вечер
парикмахеров проходил в зале, где была создана
соответствующая обстановка: зеркала, фотографии с различными
моделями мужских, женских, детских причесок, альбомы с
прическами, выставка парикмахерских инструментов. На вечер
были приглашены и родители детей, где профессиональный
парикмахер Светлана Николаевна Бобылева рассказала о своей
работе и подчеркнула, что парикмахер обязан не только
стричь, но и в соответствии с вашим типом волос дать
рекомендации по уходу за ними. Светлана Николаевна показала,
как делать прическу девочке, по ходу выяснились пристрастия
мужской половины к цвету волос девочек (блондинки). Затем на
Илье показала мужскую прическу. Мальчики с нескрываемым
восхищением смотрели, как на глазах преображается Илья («Как
Газманов!»). Затем девочки-парикмахеры показывали свое
мастерство на подружках, делали прически «Пучок», «Каприз»,
«Вечерняя», «Ковбойская подруга». Девочки свои волосы
мальчикам не доверили и мальчики довольствовались тем, что с
трудом завязывали бантики куклам. При обсуждении сделали
вывод: мальчиков отстранять от работы с волосами не надо.
Все лучшие парикмахеры в мире – мужчины. Поступило
предложение встретиться с мужчиной парикмахером.
Следующая встреча творческих мастеров – с Ансамблем Русской
Песни.
В городе пользуются популярностью и приобрел заслуженную
славу ансамбль под руководством А.А. Заболотцких. В нашем
детском саду на протяжении многих лет дети занимаются в
фольклорном кружке «Ладушки», где узнают о русском песенном
искусстве, разучивают русские народные песни и тоже успешно
выступают не только в детском саду, но и на концертных
площадках города. На встрече двух творческих коллективов
взрослые показали свои лучшие номера, рассказали о русском
костюме, водили хороводы с детьми, и наши «Ладушки»
выступили с «огоньком», показали свои умения. Состоялась
творческая встреча двух поколений. Оказалось, что в
репертуаре есть знакомые песни, которые затем исполняли
совместно. На память о встрече остались фотографии и
незабываемые впечатления. Такие встречи стали традиционными
в нашем детском саду для детей старшего возраста.
ЧАС ТВОРЧЕСТВА «РОДНОЕ ПРИКАМЬЕ»
Детям заранее сообщается о «Часе творчества». Дети
готовятся, и затем в определенное время проводится
своеобразный праздник: кто-то приготовил рисунки родного
города, панно из Уральской росписи, кто-то читает стихи
поэтов земляков, рассказывает о творчество Прикамских поэтов
и писателей, кто-то показывает коллекцию камней и минералов,
кто-то спектакль из сказок Бажова …
ЯРМАРКА КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА.
Каждый человек стремится занят место в обществе, быть
звездочкой. Идея рекордов выводит ребенка на психологически
оправданное самоутверждение. Поэтому у нас приводятся
праздники рекордов Гиннеса. Нужно иметь специальный альбом
рекордов Гиннеса, выпустить специальный бюллетень рекордов,
а рекордсменам выдать особые свидетельства. Рекордсмены –
это гордость детского сада, земляки нашего города. В детском
саду организуются праздники книги рекордов Гиннеса, где
сообща определяются номинации, например:
- Самый высокий мальчик «Гулливер»
- Самая миниатюрная девочка «Дюймовочка»
- Рекордный вес «Богатырь»
- Самый веснушчатый «Солнцеликий»
- Длинная коса «Сударыня»
- Любитель поэзии (по результатам стихотворного марафона)
- Лучший футболист «Марадона»
- Лучший коллекционер и т.д.
КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Ребенок или подгруппа детей выбирают себе какое-то
географическое место родного края, узнают интересные
сведения о нем, приносят на заседания книги, фотографии,
открытки, свои рисунки, предметы быта, искусства, делятся
своими знаниями с участниками клуба.
* Горда Пермской области
* Наш город
* Удивительное – рядом (в мир природы)
* Все работы хороши (профессии родного города)
* Путешествие в мир искусства (живопись, литература,
драматическое искусство).
МАЛАЯ КАРТИНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Детям-художникам заранее дается тема для выставки картин. На
выставку назначаются дети-экскурсоводы. Выставка может быть
передвижной: группы детского сада, соседние детские сады.
* Портреты моих земляков
* Я люблю свою землю
* Родные просторы
* Мой город и т.д.
Мы считаем, что такие интересные формы работы с детьми, дают
им более полное представление о родном крае, воспитывают в
детях активность, самостоятельность, целеустремлённость.
Помогают раскрыть сильные стороны личности, талант,
творческий потенциал, способности. Корректируют
межличностные отношения с окружающими людьми. А также
расширяют познавательный интерес, интеллект, умственные
способности.
|