БРАТЬЯ КАЛИННИКОВЫ И
ДРУГИЕ
|
Сколько лет Соликамску, и кто его основатели? Этим вопросом мало кого удастся поставить в тупик. После 1980 года, когда Соликамск официально отметил своё 550-летие, жителям города, и не только им, периодически напоминают о его возрасте. И если наш читатель живёт в Соликамске, да ещё и интересуется историей края, то он, пожалуй, сможет процитировать по этому поводу отрывок из книги В.Верха. Ведь, практически во всех книгах, вышедших в последнее время, там, где есть упоминание о возникновении Соликамска, дословно или в вольном пересказе приводится эта цитата.
Не будем отходить от традиций, и начнем наш рассказ тоже с неё: "В ХY веке вологодские посадские люди Калинниковы завели солеварение возле села Верх-Боровского при реке Боровой и поставили там пять труб. Скудость рассолов побудила их скоро оставить место сие и переселиться около 1430 года на реку Усолку /нынешний Соликамск/, где они и нашли больше способов для продолжения своих промыслов".
Но не всё так просто. Всегда аккуратный, даже щепетильный ученый В.Берх здесь единственный раз изменил своему правилу: не привёл полного текста документа, что он обыкновенно делал, и даже не указал, что это - летопись, предание, какого времени? На этот факт обратил внимание В.А.Шмыров.
Среди исследователей, которые не признавали датой основания Соликамска 1430 год, был Д.А.Удимов, директор Соликамского музея в 1942-1950 гг. Среди его бумаг есть рукопись статьи о ранней истории Соликамска. Он, в частности, пишет, что, вряд ли местные оксы позволили так просто на своей территории возводить поселение промышленникам, и, вероятнее всего, Соликамск появился после присоединения Перми Великой к Русскому государству.
Н.В.Устюгов, автор академического труда по истории солеварения в Соликамском уезде в ХYII веке, предпочитал говорить о документально бесспорной, но явно поздней дате - 1579 годе.
Что же, предположим, что данные В.Берха можно подвергнуть сомнению. Первое доказательство - местная летопись. Один из списков такой летописи хранится в фондах Соликамского музея. Так вот, там дата начала города указана - 1558 год. 1430-й вписан сверху другими чернилами и другим почерком. Стоит ли после этого утверждать, что местные летописи не противоречат сведениям В.Верха? Второе доказательство более весомое - Дозорная книга князя Щербатова 1707 года. Там есть такие строки: "Погост, что была Верх-Боровая у реки Боровой, а в ней церковь Воздвиженья животворящего креста, каменная... строение усольца посадского человека Ивана Третьякова и приходских людей”. Фамилия Калинниковых среди жителей Соликамска ни в ХYI, ни в ХYII веках не встречается, а Третьяковы есть. Были это зажиточные люди, а Иван и его сын к тому же считались людьми сведущими в строительстве и архитектуре.
Чтобы более достоверно подтвердить или опровергнуть данные В.Берха, автору трижды пришлось побывать в Верх-Боровой и урочище Рассолы. В самый первый, 1987 год нам просто очень везло. Разведочный раскоп заложили на очень удачном месте. Попали на неразрешенный культурный слой. Первые же находки оказались неожиданными: русская керамика, но XYIII века. Углубились дальше, и - новые находки. Опять мы увидели то, что не ждали: сероглиняная керамика, остатки двух сосудов второй половины ХYI-ХYП вв. Кстати, в следующем году находки по времени были точно такими же - вначале ХУШ, а потом ХУ1-ХУП века: керамика, подкова, фрагменты чренов, подковка от сапог.
По логике археологических раскопок мы в своём "путешествии" дальше должны были прибыть в XY век. Но это только по логике. После небольшой прослойки земли без находок нам вновь стали встречаться различные предметы: каменная выкладка двух очагов, много плоских железных предметов. Не хватало одного - хорошо датируемой находки. Но и здесь нам повезло, да ещё как. Это была, серебряная монета - византийский милиарисий 921-931 гг. Оказалось, что мы находимся уже в десятом веке. Причем остатки найденных производственных сооружений не оставляли никаких сомнений, что вышли мы на древнее солеваренное "предприятие" коми-пермяков.
В урочище Рассолы и на территории д. Верх-Боровой следов Калинниковых, то есть русского слоя ХУ века, мы так и не нашли. У деревни Верх-Боровой известные древние рассолоподъемные трубы, изготовленные из цельных стволов деревьев, могли поставить и древние коми-пермяки ещё до XY века, и предприниматели, пришедшие сюда гораздо позже- например, московский гость Подошвенников.
А кто же возьмется отрицать существовние Соликамска в то время?Разрушить общепринятые доказательства мы с Вами, читатель, разрушили, сомнения посеяли, а взамен получили только вопросы. Если не Калинниковы основали Соликамск, то кто и когда?Вопросы поставлены и на них нужно отвечать. Вспомним, что В.Берх назвал Калинниковых выходцами с Вологды. А на Вологодчнне соленосные места имели названия с корнем "сол" без приставок: озеро Солёное, река Солониха, город Соль-Вычегодск. Соответственно Усолка должна бы получить название Солониха или Солянка, а поселение - имя Солъ-Камская. Но мы-то знаем, что самое раннее название Соликамска - Усолъе Камское или Усолье на Камском. Термин "усолье" для обозначения соленосных участков и типа промысловых поселений был распространён в Поморье, районе новгородской колонизации. И вот ещё один аргумент. Древнейшими церквями в населённых пунктах на побережье Белого моря, заселенных новгородцами, были церкви св. Климента - редкого на Руси святого. В городе Ладога, это тоже Новгородская Земля, самой древней каменной церковью была церковь св. Климента. В Соликамске до конца ХYII века тоже действовала церковь св. Климента - папы Римского. И когда после пожара на её месте поставили церковь Богоявления, то в новом иконостасе в ряду местных святых оставили икону св. Климента. Таким образом, достаточно обоснованно можно предполагать, что первыми русскими поселенцами на р.Усолке были не вологжане, а новгородцы.
Отвечаю на вопрос "когда?" Считается, что Соликамск основан на пустом, незаселённом месте. Так ли это? В 1986 году на правом берегу р.Усолки, напротив бывшего мужского монастыря были найдены ретушёр и концевой скребок, изготовленные из кремня. Отнести находим можно к каменному веку - мезолиту или неолиту. Вероятно, уже в то далёкое время появилась здесь временная стоянка первобытных охотников, вскоре ими заброшенная.
Постоянное поселение, от которого мы можем вести отсчёт годам Соликамска, возникло, по-видимому, примерно в XII-XIII вв., и вот почему. Среди найденного материала с берегов Усолки есть глиняная льячка и часть подвески. Обе они относятся к родановскому времени, то есть были изготовлены древними коми-пермяками примерно в ХIII-ХIY вв. и это не единственные находки. Как мне сообщил Л.П.Суслов, директор Соликамской станции юных туристов, лет десять назад на правом берегу Усолки на огородах был найден арабский дирхем XII века, но попал он в частную коллекцию. На правом же берегу А.Пилоносов о I986 году нашел глиняную или каменную форму для отливки бронзовых украшений, но потом её потерял.
В 1991 году в городе работала Камская археологическая экспедиция под руководством В.А.Оборина. Во время раскопок на территории бывшего мужского монастыря и рядом с ним нашли остатки родановского селища и святилища. В.А.Оборин датировал его XI-ХП веками. Но он считает, что перед приходом русского населения берега Усолки уже опять были пустыми. Возможно, селище не исчезло, а просто границы его несколько сдвинулись вверх по Усолке, туда, где были найдена глиняная льячка и часть подвески. Безвестные охотники и рыболовы или ремесленники-солевары жили тут восемьсот лет назад.Но, обязательно спросит читатель, когда всё же здесь появились первые русские поселенцы? Пусть даже они будут новгородцами, как это пытается доказать автор?Возможно - в ХY веке. Летописи под 1505 годом сообщают: "а Землю Нижнюю воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожёгл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посёкл". Чтобы построить варницы, поставить трубы, наладить производство, нужны не год и не два, а лет десять-пятнадцать. В течении XY столетия наиболееблагоприятные условия для такой деятельности был во второй половине века, и вот почему.
Главным условием существования любого промысла является наличие рынка сбыта. Где можно было сбыть соль, полученную на Усолке? Вывозить на Русь - сложно. Путь, вниз по Каме перекрывала орда Улуг-Мухамеда, основавшего здесь Казанское ханство. Северный путь для вывоза соли был неудобен, он проходил через волоки, по мелководным рекам, и к тому же выходил к старым русским центрам солеварения. Население в самом Прикамье было тогда невелико, а солеваренных мест - немало. Во-вторых, в ХY веке русским населением в основном осваивались земли в междуречьи Камы и Вишеры. Усолка находится далеко от этой территории, и поэтому над ней постоянно висела угроза разорения.
Но вот в 1451 году Пермь Великая стала частью Русского государства, В 1472 г. после похода русской рати в Верхнее Прикамье было подорвано влияние местной знати. Поход 1483 года ослабил военную опасность на восточных границах. После войны 1487 года Ивану III удалось поставить Казанское ханство на время в вассальную зависимость от Москвы. В результате исчезла для Прикамья угроза с юга, и открылся торговый путь вниз по Каме. Почти на тридцать лет в Верхнем Прикамье воцарился мир. Наверняка, те "варенцы" и "парны", которые упоминали летописцы и самом начале XYI века, были построены в относительно мирные восьмидесятые-девяностые-годы пятнадцатого столетия.