Главная
Структура семьи
Сватовство
Свадебные обряды
Похоронные обряды
О Каме
Интересные факты
Исчевзнувший город
Досье
Лариса
Лирика
Публикации (А.Кучумов)
Котовасия
Воины н.ф. роман
Ссылки
Чтиво
Фотоальбом

 

На народе

УралWeb. Регион в интернете

УралWeb. Регион в интернете

Rambler's Top100

 

 

 




АНДРЕЙ
КУЧУМОВ

 

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский)

  1. Фронда в «Ассорти».

  2. Сказочный сон у подножья Стрижухи 

  3. Дюша

  4. Первый

  5. Весенний дозор

  6. Забава

  7. Рельса

  8. Новеллы

  9. Будучи в Риме

  10. Фирсов

 



 

 
 СОДЕРЖАНИЕ

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский) Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

 

Дюша.

    Под этим плюшево - распи---йским именем долгое время скрывался талантливый Чайковский поэт Андрей Корляй. Вся его жизнь связанна с лучшим городом на Каме. Здесь он родился, крестился, женился и умрет, бог даст, исключительно здесь. В молодежных тусовках начала 90-х его хулигански – романтические вирши имели широкое хождение и неизменную востребованность. Земляки рок-н-рольщики клали на его тексты музыку с прибором, трогательные землячки дарили  тепло своего внимания, жадно вписывая его проникновенную лирику в сафьяновые альбомчики. Сегодняшняя подборка стихов уникальна. Никто никогда не подозревал о существовании Дюшиной гражданской позиции. Она у него, конечно, была только он ее скрывал ловко. Ну не стильно было ее декларировать на  конце прошлого века. Тем интересней сегодня выглядят стихи, выстраданные автором  «в эпоху большой нелюбви» о которых кроме самого поэта до сих пор никто не знал.

 Я не был трудягой-героем

Сосняк топором не тесал

И я этот город не строил

И гимнов ему не писал.

 

 Ничем я его не прославил,

Проблем его я не решал.

Следа в нем, увы, не оставил

И подвигов не совершал.

 

Но это тот город, который

Всегда в моем сердце, со мной

Я рад, что он есть, Этот Город,

И рад, что он все-таки мой.

  

Течет в Чайковском жизнь рекою тихой,

Как в сказке все-чем-дальше-тем-страшней

Растет цена, народ нищает лихо

Бессильна власть, ведь нет вождя у ней.

Как нет?! Ведь мы кого-то выбирали. По всем статьям хорош, во всем пример

Но стало что-то лучше? Да едва ли

И тут встает вопрос, а был ли мэр?

Иль свято место все же пустовало?

Вот в мэрии вакансия опять

Мораль: кого-то просто выбрать мало

Людей достойных нужно выбирать.

 
 
 СОДЕРЖАНИЕ  

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский) Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

Первый.

 Первым в Пермском крае и сорок девятым в России обладателем специализированного кабинета «Петербургский класс современных информационных технологий» стал Чайковский лицей «Синтон».  Замечательному подарку от интеллектуально-культурной столицы страны провинциальный Прикамский город обязан добрыми партнерским отношениям Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования и управления предприятия «Пермтрансгаз», в секторе интересов которого существует лицей «Синтон».

«Петербургский класс» – интерактивный, мультимедийный сетевой учебно-профориентационный кабинет. Уникальная на сегодняшний день для российских школ обучающая система включает в себя универсальные графические стенды, локальный компьютерный комплекс с программным обеспечением и мультимедийной периферией, домашний кинотеатр и объемную видеотеку. При помощи Интернет-технологий комплекс позволяет оперативно корректировать работу по профессиональной ориентации школьников, широко использовать возможности дистанционного обучения, воплощать в жизнь самые смелые педагогические инновации, организуя учебный процесс в соответствии требований начала 21 века.

На торжественном открытии кабинета, состоявшегося 21 мая с участием городского истеблишмента, администрация лицея заверила, что «не будет одиноко над златом чахнуть», « Петербургский класс» доступен любому чайковцу стремящемуся к образованию. Представителям Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования данная сентенция понравилась особо, поскольку цель проекта, приуроченного к 300-летию их родного города популяризации и пропаганде именно его высшей школы, содержит для российской глубинки конструктивный элемент. Открытие подобных кабинетов прендпологается в ста географических точках страны и пусть город Чайковский не забытый богом и государством военный поселок на Таймыре, а все равно приятно и для России полезно.

А. Кучумов.



 СОДЕРЖАНИЕ



НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

Тупик.

Администрация Чайковского муниципального самоупрвления потребовала от Городской Думы, в разгар второго квартала, поправки к расходной части годового бюджета для финансирования откровенно убыточного проекта – железнодорожного вагона прямого сообщения: Сайгатка -  Ижевск – Санкт-Петербург.Решением этого же заседания от 26 мая, депутаты расписались в одинокой ответственности городского бюджета на последующие годы за судбу жителей станции Каучук.

Для не посвященных необходимо сразу заметить: станция Сайгатка это и есть собственно город Чайковский, а сам проект, увы, не так прост и однозначен, как выглядит на первый взгляд.

Причиной всей этой невнятицы является история возникновения самого города в конце 50-х прошлого столетия. Вопреки заданности Госплана, по мистической сущности данной территории, базовая площадка строителей Воткинской ГЭС расположилась на левом берегу Камы, на Пермском.. Для транспортировки объемных технологических грузов пришлось прокладывать через-пень-колоду объездную, через Можгу на Агрыз железнодорожную ветку. По правому берегуУдмуртии от Воткинска  географически ближе было, да не сложилось.

Возникший в результате железно-транспортный тупик Ижевского отделения Горьковской ж. д. в советский период, местная власть пыталась оправдать. На ветку присели: оптовые торговые базы, речной порт, крупнейший в Европе текстильный комбинат и так и не реализовавшийся проект нефте-химического гиганта. Создали одним словом _ инфраструктуру внутри города, плотно загнанного в железнодорожный тупик. До того, как перестроечные реформы продиктовали жесткие условия целесообразности данной инфраструктуры, у горожен был популярен  пассажирский поезд «Сайгатка – Пермь». За 12 часов, выехав из Пермской области, преодолев территорию Удмуртии и Татарстана, состав прибывал в Пермь Существовала и еще одна услуга: вагон прямого сообщения «Сайгатка – Москва», что в Ижевске подцеплялся к локомотиву на столицу

Много времени прошло с тех пор. Автомомобильтная оперативность общения с губернским центром похоронила железнодорожный вариант. Только вот истрически-географическая отчужденность территории от города Перми по-прежнему тяготеет к горду Ижевск. у. Был и остается, повышенным интерес чайковцев к пригородному поезду «Сайгатка – Ижевск», билет на который сегодня стоит 15 рублей. Для сравнения: билет на автобус до столицы Удмуртии стоит- 100, а до Перми 250 рублей. Те, кто сегодня у прожиточного минимума предпочитают пригородный поезд. Востребован и вагон прямого сообщения «Сайгатка - Ижевск – Москва». Управление Ижевского отделения Горьковской ж. Д. лет этак 40 «крошит бублик» на станцию Сайгатка. Вот не нравится заведомо убыточная инфраструктура, о которой лучше забыть, чем административно финансово поддерживать. Тем более в эпоху рыночной экономики.

С неизменным постоянством в предвыборной борьбе кандидаты на пост мэра озвучивают обещание решить вопрос железнодорожного тупика. Мэры меняются, а ситуация по-прежнему тупится. Их, мэров, понять можно, поскольку декларации о пассажирских перевозках -  поверхностный флер серьезной промышленно- транспортной проблемы. Худо ли бедно, а градообразующие производственные объекты по-прежнему нуждаются в железной дороге. Ижевское - же отделение нуждается в своей рентабельности, а по этому фактически шантажируют исполнительную власть города, находящегося на территории соседнего субьекта Федерации. При этом железнодорожники не чураются «брать борзыми щенками», как например: вагон до Питера или сбросом на баланс Чайковского муниципалитета жилфонда на станции «Каучук», жители которой последние 15 лет ожидают обещанного отселения из этой техногенно-катастрофной зоны. Если эксплуатация вагона до конца каллендарного года будет стоить для города всего 600 тысячь рублей, то единоличное решение ситуации со станцией Каучук грозит перерасти в стратегическую финансовую проблему.

К. Векшин. (А. Кучумов)

 

 
 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский) Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

Весенний дозор

Двадцатого апреля Олег Чиркунов исполняя обязанности губернатора, посетил Юго-Западный форпост области город Чайковский. В маршрут плановой поездки  вошло и правобережное село Большое Сосново, поделившее с левобережным промышленным центром административно-территориальную границу с Республикой Удмуртия.

Пребывание в Чайковском началось с визита в компанию «Чайковский текстиль». На вопрос, отчего из всего индустриального букета города избран только этот объект, Олег Анатольевич заверил, мол, всему свое время. То, что проблемы решаются по мере поступления подтвердил председатель Совета директоров компании Геннадий Глушков, лично встретивший Олега Анатольевича на территории предприятия. Факт личного присутствия Геннадия Аркадьевича, ставшего для города виртуальной фигурой, порадовал Чайковских текстильщиков не меньше приезда нового руководителя области. Причиной тому тревожные факторы, связанные с судьбой лидера российской текстильной промышленности, проявившиеся в последние полгода. Впрочем, стремительный марш-бросок по новационным участкам экспериментального производства, швейной фабрики, экспозиции готовой продукции, произвел на своих участников жизнеутверждающее впечатление.

Далее Олег Анатольевич, в сопровождении вице-губернатора Валерия Щукина и депутата ЗС Николая Девяткина, проследовал в здание городской администрации, где провел: заседание с аппаратом местной исполнительной власти, открытый для СМИ семинар с депутатами Думы, пресс-конференцию, встречу с Советом Директоров - совещательным органом при главе Чайковского самоуправления.

Открывая встречу с депутатами Городской Думы, Олег Анатольевич подчеркнул, сославшись на собственный опыт, приоритет взаимопонимания в тандеме исполнительных и законодательных органов власти, после чего уверенно занял заведомо очевидную позицию, сформулированную им же, как: « Презумпция неразумных бюджетных расходов». Наступательно оборонительная тактика развернувшегося диалога руководителя области с депутатами условно поделилась на три группы вопросов.

Первая всецело легла в плоскость взаимоотношений центра и субъекта федерации. К примеру: извечная болячка финансового обоснования федеральных льгот и дотаций неуклонно перекладываемая на плечи регионального бюджета. Олег Петрович сообщил присутствующим, что центр планирует реально взять на себя обеспечение собственных гарантий в полном объеме, но субъект пожертвует четырехпроцентным налогом на прибыль. При этом посетовал на нецелесообразность такой схемы для Пермской земли, как для региона-донора. Имеющиеся предварительные расчеты вопиют, мол, стоит ли отчисляя центру три миллиарда рублей, по сути, оплачивать расходы на сумму восемьсот миллионов?

Вторая группа вопросов раскрутилась вокруг силы и воли конкретного Олега Чиркунова в конкретно- сегодняшней должности. Олег Анатольевич деликатно отстранился  от столь почетной персонификации высокой должности, но, соблюдая протокол, охотно поддержал тему участия областной исполнительной власти в реализации муниципальных проектов. Те, что претендуют исключительно на бюджетное финансирование пусть готовятся и вносятся процедурно на рассмотрение ЗС. Для тех, что обладают четким расчетом самоокупаемости в течение пяти, а лучше трех лет администрация региона готова стать гарантом банковского кредита в пределах двадцати, двадцати пяти миллионов. Тут же Олег Анатольевич поделился своей печалью. На его взгляд сегодня девяносто девять процентов поступивших проектов содержат уровень риска не сопоставимого с ожидаемым результатом.

Третья группа вопросов поступивших от депутатов откровенно лоббировала отраслевые интересы. Олег Анатольевич с безукоризненным тактом напомнил присутствующим о стратегической значимости для региональной администрации задач поддержки и развития местных производителей. Только поскольку жизнь многовариантна необходимо не только знать, как помочь, но и четко представлять, кому и за что.Отметив, что год выдался кризисным для производителей аграрного сектора экономики субсидии областного бюджета навряд ли получат те за кем стоят крупные энерго-сырьевые компании. Та же участь ожидает объекты федеральной собственности, но по другой причине - очередного этапа  приватизации.

В завершении Олег Анатольевич дал депутатам обещание, пожалуй, единственное за всю встречу: принять любого из них на прием в любой день в течение двадцати четырех часов.

Покидая город, Олег Анатольевич вложил именной кирпич в алтарную стенку строящегося Храма Георгия Победоносца.

Пост перестроечная история Земли Пермской знала двух руководителей исполнительной власти области назначенных свыше на продолжительный срок – Борис Кузнецов да Геннадий Игумнов. Олег Чиркунов с волеизъявления своего предшественника стал третьим. По какому из известных сценариев будет развиваться сюжет дальше? Весна в разгаре.       

 

 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА



НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

Фронда в «Ассорти».

   Бывало так под абажуром зеленого крепа в кругу друзей милых и добрых какой-нибудь батарейный командир, Александр Игнатьевич, к примеру, на вопрос:: А на какой улице вы жили?

Ответит:

-Одно время жил на Немецкой улице. Оттуда хаживал в Красные казармы. Там по пути угрюмый мост, под мостом вода шумит. Одинокому становится грустно на душе.

  А чудесные собеседницы, задушенные провинциальной безисходой, все одно твердят:

-         В Москву, в Москву…

Грустно и не кому руку пожать.

 

Кафе.

Четверг, второе сентября, вечер. Уютная гостиная в кафе «Ассорти». Столики в полукруг. На ажурных солфеточках чашечки с дымящимся кофе. Гостей не много человек пятнадцать. Друг - друга знают. Во-первых, это уже четвертая встреча в данной обстановке. Во-вторых, в Чайковском вообще все друг друга знают если и не поимени-отчеству, то в лицо обязательно.

Сегодня встреча со Светланой Маричевой. Замечательным поэтом, очаровательно-пронзтиельной певуньей. Свои стихи она поет, даже когда декламирует не под музыку. Тот, кто хоть раз слышал авторское исполнение, тот понимает, о чем речь.

 

Провинция.

   Столичная традиция звездатой лимиты давно и добротно эксплуатирует слезливое вздыхание по поводу – Россия провинцией сильна. Ясный перец, что все бабки в Первопрестольной крутятся и тут уж не вздохнуть, не пернуть – хочешь, есть варенье не крути едалом. А милая пасторальная провинция, как жила своей безисходой, чудовищной, бессмысленной интригой - сама на себя, так и прокантуется до скончания века, к примеру, 21-го.

   Отмазки тому всегда не малые. Особенно у местечковых интеллектуалов. Хошь нравственные, хошь моральные, а при особой изощренности ума – эзотерические. Только при условии, что осознаешь себя, в качестве уникального явления природы – человека разумного. Можно конечно, держа фигу в кармане, карьеру чиновничью сделать, где еще за имитацию общественной нужности деньги платят, или спиваться  тихой сапой, ненавидя всех и вся, не любя собственной жены, детей, друзей, а песни петь с душой в разладе. Да? Нет? Верное подчеркнуть.

   А если совсем иначе. Как? Если к тому есть возможности, а желание, как не крути никуда не спрячешь, то оказывается – вполне.

 

Кафе.

Светлана Николаевна  декламирует душевно и звонко свои стихи. Много поет, включая музыкальную фонограмму на стоящем тут же под рукой на стоечке маленького бара, центр. Рассказывает о себе, о своем творчестве. Но это не отчетный концерт, не пресс-конференция, это именно встреча. Встреча с людьми в узком кругу, когда дистанция ты-и-я сокращенна до расстояния прямого соприкосновения дыхания и ненавязчивого взгляда старого доброго собеседника.

Так внимают друзьям, за полночным чаем, в маленьком уютном пространстве, очерченном теплым конусом кухонной настольной лампы. Все мерзости и гадости окружающего мира уходят в темноту за этой границей и выключенного телевизора.

  Время, возможность, желание.

   Специфика провинциального городка такова, что маломальский всплеск индивид качества вызывает взрыв досужего интереса и, как правило, не всегда нравственно здорового. Для ревнителей определений поясняю: нравственность от бога, мораль от общества, в котором имеем честь жить. Бог у нас един, а общественные ценности изменяются с головокружительной прогрессий.

   Поскольку проект культурных посиделок «Четверг» носит коллективный характер то и привычный общественный резонанс на индивид-качество не происходит. Пока. Для не посвященных придется персонифицировать авторов идеи, дабы культурологическая взрывоопасность стала очевидной. Василий Тихоновец, к примеру, вошедший в анналы родной природы на заре перестройки, как рейнджер- охотовед повязавший областной истеблишмент на конкретных нарушениях сезонной охоты в орале Сайгатского залива. Истеблишмент проспался и по-прежнему у власти. Тихоновец уволен с государственной службы и до сих пор на нее не претендует.

   Наталья Балякина – вдохновитель движения «Педотряд» при ЦК ВЛКСМ, объединивший более тысячи вчерашних детдомовцев, получивших высшее образование, для реальной работы в системе сиротских учреждений. И ее скандально скушали, как говорится с гумусом только для того, что бы девушка осознала, – хочешь созидать имей для этого личные средства, в рублевом эквиваленте. Будучи хозяйкой кафе «Ассорти» она и предоставила возможность проведения «Четвергов» сегодня.

   Героями встреч являются замечательные люди, замеченные не только Болякиной и Тихоновцом, а мечтой значимы самого города.

Поэты, художники, музыканты, изобретатели, педагоги, актеры, журналисты, словом все те, кто из рабочего поселка делает город. Территориальная администрация, расхожие политики, а так же неврастеники и социальные уроды на «Четвергах» не замечены.

 Кафе.

Вопросы, обращенные к Светлане Николаевне, переходят в дискуссию между собравшимися и тут же элегантно возвращаются к героине  встречи. Решающие слово за ней. Она сегодня хозяйка вечера. Случайно или нет среди гостей много тех, кто длительное время отсутствовал в родном городе. Они проявляют живой интерес к происходящим в Чайковском изменениям. Творческий процесс Светланы Маричевой – пример позитивных изменений. Громко и ясно звучит ее авторский голос. Тверда и осознанна ее гражданская позиция. И все это без провинциальной патетики, скрывающей, как правило, неуверенность в своей общественной значимости и нужности.

    Рок-н-рольный поэт Егор Летов, когда то пропел: «Убей в себе государство», после чего стал национал патриотом. Аристократическая фронда французскому королю породила махровый монархический союз. Самая лучшая идея о построении общества социальной справедливости и гармонии приводит к кровавым диктатурам. Ох, как все напутано в культуре человеческой цивилизации. Наверное, оттого так восхищают попытки объедения людей готовых стать фрондой массовой обезличенности, демагогии администраторов и политиков, стереотипам в искусстве, всем тому из чего складывается власть государства над каждым из нас в отдельности, в одни ворота.. Тем более, если это происходит на местном уровне, без традиционного провинциального вздыхания:

-         В Москву, в Москву…

И есть, кому руку пожать.

  


 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский) Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

 Художник Михаил БрагинСказочный сон у подножья Стрижухи 

Если есть желание и хватит терпения выяснить, что по этому поводу думает сам Михаил Брагин, то с трудом, но уяснить удастся: человек живет органично в едином потоке времени мироздания, и незачем упираться в условности отдельно уясненных категорий. В общении с малознакомыми людьми он резок и косноязычен. Все по той же причине: как можно не понимать очевидного, того, что приходит через чувство. Вот только чувства у нас, у каждого, в различном состоянии. Там, где обществу удалось придушить естественные ростки от бога, там вырос пень стоеросовый, красивый такой, в ажурных украшениях общепринятых стереотипов. Там, где гнули да не недоломали – пронзительная боль. Где не посеяно было, там ничего не выросло. Хотя вот с последним Михаил Петрович категорически не согласен. Любой человек, считает он, талантлив от рождения. Человек, по определению, – существо, воспринимающее гармонию мира. Что же тут непонятного? По определению. И все оттого последние 15 лет художник, архитектор по образованию Михаил Брагин работает с детьми. Бесполезно читать его методические опусы. Бессмысленно перехватывать отдельные элементы преподавательской технологии. Терминологическая окрошка и состояние шаманства. Лет двадцать назад его бы близко не подпустили к образовательно-воспитательному процессу будущих строителей коммунизма. Это сегодня чиновнику по-прежнему можно, но уже сложно укладывать непонятное явление – человека талантливого – в прокрустово ложе идеологических критериев. “Обрубания лишнего” – нет, как и самой идеологии. Коли на выходе из “черного ящика” есть “качественный продукт”, значит скрытый от понимания “производственный процесс” имеет право быть. Ну, а неуживчивость, отсутствие специального педобразования должно терпеть, поскольку качественность продукта на выходе подтверждается многочисленными официальными дипломами престижных творческих конкурсов, подписанных авторитетными товарищами, которых только в телевизоре и увидишь. Красивыми победными реляциями учеников Михаила Брагина можно стену в классе перекрыть впритык. Да чего там бумажки! Когда мальчик и девочка, на которых уж рукой махнули, берут линолеум, режут, откатывают измятый лист бумаги – и получается линогравюра-шедевр! Тут уж самый ярый противник свои претензии к “методе” Михаила Петровича, куда подальше засунет. Тем и жив Михаил Петрович. Да еще, надо отметить, на администраторов ему везет. На волне перестройки совсем люди неглупые, хоть и бизнесмены, себе без выгоды, а детскую студию Брагина финансировали. Лопнули, правда. Отсутствие глупости надо еще в бизнесе отсутствием сердца и души подтверждать. И теперь вот Михаил Петрович на свое руководство не жалуется. Администрация Чайковского Детского дома делает действительно все  Вопросы  биографии. В 1964-м, двенадцатилетним мальчишкой приехал Михаил Брагин с родителями в город Чайковский. Закончил школу № 6, потом речное училище и в 1972 году ушел на три года служить на флот в Забайкальском пограничном округе. Два года после возвращения отдал работе на заводе СК, и только после этого поступил в Московский институт землеустройства на факультет архитектуры. МИИЗ закончил в 1985 году. И после этого дипломированный архитектор, известный в столице художник, вернувшись в Чайковский, становится безработным. Художники-живописцы городу не нужны. Разумеется, словосочетание “известный в столице художник” – достаточно условное. Признание на уровне безусловного лидерства в студенческих коллективных экспозициях и учителей, таких, как Юрий Иванович Рогозин. И соответственно, открывались перспективы: через Союз художников – в обойму официально признанных “творюг”. Будь Михаил Петрович менее одержим искусством, пошел бы именно по той дорожке. Не пошел. Теперь многие об этом жалеют. Друзья в Москве – о нераскрывшемся якобы в полную меру таланте. Недоброжелатели в провинции – что не сгинул в центре и мешает честно тухнуть нормальным людям на периферии. Не жалеет о сделанном выборе только сам Михаил Брагин. На волне хозрасчета появляется возможность осуществить сокровенную идею – разработать и проверить на практике самостоятельную программу творческого развития детей. Посыл стар как мир: если я не в силах изменить этот мир к лучшему, его преобразуют ученики. Эдакий идеалистический принцип отказа от качественных изменений в пользу количественных. Тем не менее, в 1988 при ДК “Текстильщик” Михаил набирает студию из детей до 6 лет. Каждый из его учеников того периода – теперь художник. Не каждый – профессиональный. Социальная среда диктует свои “железные” законы, а вот с ними-то Михаил Петрович как раз и не ладит. Отбора в студию не было. Бесталанных детей – нет. Есть условия, позволяющие или нет раскрыть и развить творческий потенциал. Через систему практических приемов “крестиков, палочек, квадратиков” ученик уже через полгода начинает активно проявлять образность мышления. А в чем это у ребенка выражается: в желании рисовать или сочинять музыку и стихи, для учителя по большому счету и не важно. Другое дело, что как живописец Михаил Петрович в состоянии активизировать овладевание профессиональными навыками изобразительного искусства. Вот так появилась уникальная авторская образовательная программа Михаила Брагина: “Грамматика образного языка”. Подобное чудо не могло быть незамеченным искусствоведами картинной галереи. Одно дело со скукой перебирать “дары частных коллекций”, другое – прикоснуться к живому процессу рождения творцов. Поэтому, когда хозрасчетный проект детской студии при ДК приказал долго жить, Михаил Петрович с учениками перебрался под крышу Чайковской картинной галереи. Маловато только в преодолении “среды данного мира” одного идейно-духовного покровительства. Растущим художникам необходимы: краски, кисти, бумага, холсты и много-много чего еще, что скромно обозначается понятием “расходные материалы”. Так было, так есть и так еще долго будет. Скоро компьютеры будут стоить дешевле, чем коробка хороших масляных красок. Неисповедимы пути российского капитализма, но факт: в 1995-м Михаил Петрович уходит преподавателем ИЗО в Чайковский детский дом, где и работает до сих пор, и упорно возможное для создания ситуации наибольшего благоприятствования. Конечно, хотелось бы большего. Но это для снов и мечтательных проектов, а пока из-под руки работающего художника на восхитительно-размалеванную поверхность холста выглядывают сопящие, маленькие, но с большим любопытством детские мордашки. Ищет финансовые источники на те самые “расходные материалы”. Отчего талантливый художник и уникальный преподаватель не “осел” в городской школе искусств? 

Акция. Накануне. “3 июня на берегу Сайгатского залива, за институтом физкультуры, состоялся перфоманс, организованный художником Михаилом Брагиным”.

“Чайковский хронограф”. 07.06.2001

“Перфоманс (от латинского perform ens in actu – дословно “через форму сущего в действительность”) – коллективные творческие акции молодых европейских художников, возникшие в начале 70-х годов XX столетия. Участники акции договариваются лишь о стартовых действиях. Развитие и успех ситуации коллективного творческого прорыва зависели от индивидуальных качеств и возможностей каждого из участников”. Артэнциклопедия “Это было чудное утро нового дня. Михаил Петрович укрепил на растяжках среди сосен холмистой набережной десять рам в человеческий рост, обтянутых белым парашютным шелком. Поплыла музыка. И на фоне слегка волнующегося зеркала Сайгатского залива, отражающего голубую бездонность неба, закружились в танце девушки в образах морских чаек. Привлеченные шумом, блеском красок и движеньем, слетелись птицы. Спланировали на плиты набережной голуби, закачались на волнах чайки, перечеркнули небо стрижи. Еще каких-то пять минут назад не было здесь этого “птичьего базара”. А среди сосен, как один из тех стрижей, также стремительно передвигался художник. Замирал на 2-3 секунды у белого полотнища, делал несколько танцующих движений: рука-кисть – тушь-по-шелку, и летел к следующему. Иногда возвращался, но чаще оставлял набросок в первоначальном состоянии, в настроении первого яркого впечатления. Вся активная часть действия едва ли заняла 20 минут. А затем пошел дождь. Не проливной, не злой. Задумчивый и теплый. Нанесенная рукой человека тушь потекла по шелку причудливыми разводами…Расставив рамы в мастерской, художник еще сутки, пока просыхала ткань, с восторгом и затаенной грустью наблюдал за жизнью рисунков. Такого глубинного мастерства третьего участника перфоманса – самой природы – человеку не достичь никогда”. “Хочу понять”. “Этот седьмой по счету перфоманс, проведенный Михаилом Брагиным в нашем городе. Предыдущие шесть – в основном заслуга его учеников различных поколений. К сожалению, автор этих строк видел лишь два: “Дерево следов” и “Лучи”. Перфоманс “Чайки” – этапный для самого Михаила Брагина, своеобразное подведение итогов за последние 5 лет творческой деятельности. Что в результате акции получили остальные участники? Разумеется: земную славу и много денег в интерьере пообветшавшего города”. “Чайковский хронограф”. 07.06.2001.

“Василий Иванович Суриков: “Если бы я ад писал, то в огне позировать заставлял бы и сам в огне сидел”. Артэнциклопедия “Из полутемного угла мастерской я наблюдаю за Михаилом Брагиным, за стремительной сменой выражений его лица и невольно увлекаюсь по следу его взгляда. И вдруг с удивлением обнаруживаю, что на просыхающем шелке, где мимолетный легкий танец руки художника там, на берегу, лишь схематично очертил овал головы, проступает лицо девушки-танцовщицы.– Это чудо!– Дурак! – бросает небрежно Михаил Петрович. – Нет чуда, нет случайностей! Все имеет тайную связь и ее надо найти… Молча киваю в знак согласия, а про себя думаю: мы спрашиваем себя – почему мы несчастны. Но отчего же, когда мы счастливы, нам никогда не приходит в голову спросить себя, откуда проистекает наше счастье? “Хочу понять”.

 


 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА



НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 

Забава.

Сложно объяснить, еще труднее понять. Легче руки опустить, мол, урока не избыть того, что предначертано не избежать. Коль есть на тебе клеймо патологически преступной личности - дело твое труба.

Стоять на перроне было холодно, но маленькое станционное здание  уже закрыто на ночь. Душу, правда, грел билет на проходящий до Москвы, но до него еще целый час, отчего телу становилось отчаянно холодно. Зато от Москвы совсем не далеко до старого русского городка в Золотом кольце, в котором живет мать. Живет ли? Да и мать ли? А если да, то признает ли?

Имя, фамилию, место жительства дал старый зек, помстившийся на сильное портретное сходство и совпадение многих деталей, что удалось по крохам собрать о матери из собственного личного дела..Друзья по детдому скинулись на дорогу. Денег, правда, хватило на билет в один конец. Но там, в конце пути мать. «Синюха, поди, опустившаяся» коли за 20 лет не удосужилась проявиться? Пусть, но единственный во всем мире родной по крови человек. Зек давший наводку, утверждал, что и отца знал, но тот точно умер. Пусть зыбкая, но столь желанная дорога ведет к матери.

До поезда осталось 59минут 39 секунд. От октябрьской ночной тяжести колюче заломило затекшие мышцы шеи и спины, но тело уже не так болезненно реагирует на холодный, сырой ветер, что безраздельно властвует на темном перроне.

Сиротская плясовая.

Один мой  друг в сердцах однажды сказал:

-         Что, старый  душа болит? Слюною брызшиш в своих  публикациях? Жалко тебе сироток. Иди, работай, бери на себя ответственность. Государству эти  дети не нужны, оно их в качестве детей не рассматривает скорее - отдельная статья расходов в бюджете. Обезличенная. А иначе разве система позволила бы работать с ЭТИМИ детьми тому, кто сегодня работает.

-         К примеру, вот ты работаешь,- вяло сопротивлялся я.

-         Работаю потому что не замахиваюсь на систему, партизаню понемногу. Двух трех из сотни вытянул и уже рад.

Друг знал, что говорил. Будучи уникальным художником- живописцем он последние двадцать лет своей жизни посвятил детям сиротам. По началу он боролся за каждого своего студийца, но со временем явно скис и направил усилия лишь на самых одаренных учеников. Лохматый, косноязычный, вечно вымазанный в краске, не устроенный с точки стереотипа в личной жизни его давно бы погнали из государственного учреждения, если бы на выходе его студий не было столько детских звездных побед на российских и международных конкурсах.

Коллеги по детдому его теперь даже не приглашают на педсоветы. Есть в учреждении «отдельно выделенный для демонстрации аквариум с красивыми рыбками» и ладно. А с этим «лохматым» сплошные проблемы, которые мешают столь выписанным и выверенным педагогическим планам, ведь он даже не знает кто такие Мульдербрунер и Зыбзичь.

В данной истории мой друг, к сожалению, оказался не на высоте. По его собственному выражению он «лопухнулся». Не углядел он в персонаже сюжета искры божьей, а все что от лукавого ему не интересно.

-         Ты сам решаешь, что от бога, а что от его оппонента?

-         Вот только не надо меня втягивать в теологические дискуссии. Купи лучше пару наборов китайских кистей. На порядочные то у тебя денег не хватит. У меня вон малыши за два урока дюжину кистей измазолили теперь писать нечем. А лучше бумаги, а?! Прям, горит под шедеврами.

И все таки он мне помог. Правда, лишь после того, как я привел ему ряд серьезных доказательств. Он помог встретиться с воспитателями и «воспитками», с социальными педагогами и «психами», с друзьями персонажа и «подельщиками». С «ментами» и сотрудниками местного ОВД пришлось общение простраивать самостоятельно.

Вот так по крупицам реставрация произошедшего и состоялась.

-         Ты, что критерий истины?- иронизировал друг.

-         Да нет,- уверенней парировал я,- просто считаю, что каждый в этой жизни должен заниматься тем, что лучше всего у него получается.

-         Ага, а система поимея и тебя и меня вовремя отхватит по куску наиболее безопасных лакомств закинет их в свою копилку деклараций и пережует опять по своему.

Что я ему мог ответить убедительно, только одно:

- У тебя есть друзья, у меня есть друзья, а у наших друзей есть друзья тоже. Право не важно, чем и как мы все на жизнь зарабатываем при этом. Главное то, что наши друзья дорожат тем же, чем и мы

Маньяк в городе.

Вздрогнул провинциальный город от преступного беспрецедентного акта - поджег местного суда. Злоумышленник запустил бутылку с растворителем в окно первого этажа, после чего ту даже зажженную газету. Сюжет даже на НТВ прошел. Только первый поджег особого материального убытка не нанес. Через неделю поджигатель более ловко акцию спроворил, и кабинет судебных приставов выгорел дотла. После того, как вспыхнул единственный в городке салон свадебного платья, жители заговорили о серийном маньяке-поджигателе. Преступника задержали после того, как огонь развеял деревянный забор местного ИВС и кабинет участкового милиционера. Поджигателем оказалась двадцатилетняя Наташа, год как вышедшая на свободу после второй отсидки.

Имя ей все-таки дала мать, которую девочка, рожденная в зоне, никогда не знала. С трех до четырнадцати лет она в сиротском учреждении городка, откуда в отдаленное спец ПТУ и далее прямым транзитом через малолетку на взросляк.

Таха.

В детдоме ее прозвали - Таха. Детская экономия усилий на произношение полного имени. Обычно дети не церемонятся на клички. Почитай у всех есть погоняло, а нее просто Таха.

В дошкольном отделении с ней особых проблем у воспитателей не возникло. В этом возрасте детишки мягкие и пушистые. Зато в следующей ступени прямо ах! Девочка оказалась совершенно не управляемой.

Во-первых: сложности с речью, на которую воспитатели обратили внимание еще до школы. С трудом Таха свои мысли на вербальном уровне подавала. Хорошо пошла ненормативная лексика, кратко и емко. За это ее наказывали, по-видимому, не адекватно ее чувству вины, поскольку в результате ее речь стала напоминать зверушный рык с оттенками русскоязычных междометий.

Во-вторых: ребенок наотрез отказывался носить платья, играть в куклы, проводить время с девочками. Все свое детдомовское бытие  она упорно тусовалась с мальчишками. С девчонками занималась в драмкружке исключительно на мужских ролях. Нескладный шарнирный подросток мог легко заехать с ноги в ухо противнику. Не-ет пацаны сами с ней не связывались, будучи даже старше по возрасту. Дралась Таха жестоко, ловко и самозабвенно. Кровь на лице врага не останавливала. Войдя в раж, теряла над собой контроль. Попадало же пацанам отнюдь не по мужским разборкам.

Таха хоть и пренебрежительно, но с симпатией покровительствовала одноклассницам. Стоило пожаловаться Тахе на обидчика оскорбившего хоть словом не по делу, а тем паче «энтим» делом все труба – туши свет. Защиты стали искать у нее и малыши. Спустя несколько лет эти подросшие мальчики и девочки будут ей таскать хавку на чердак, где она после первой отсидки обитала.

Ну а пока она была сама ребенком под ее патронажем находились еще и окрестные бездомные кошки и собаки. С одной стороны это чертовски умиляло взрослых наставников, с другой вызывало праведный гнев «немотивированные вспышки агрессии и насилия к своим товарищам». Ябедники забывали сообщить: про спаленные кошачьи усы, про кирпич запущенный в хромого пса, про кой какие «шалости» и посерьезней. Таха при это сама себе следователь, прокурор, судья, адвокат и палач. К животным она относилась гораздо лучше, чем ко многим человекам, а взрослых боялась и презирала: говорят одно, делают другое, поступают по третьему.

Не замеченный прорыв.

В начальной школе Таха училась на удивление своим воспитателям значительно лучше многих сверстников. Замечательно далась арифметика, похуже чтение и правописание, Устные ответы - хоть всех святых выноси. Чем старше тем ситуация с образованием становилась печальней. Внезапный прорыв произошел в 12 лет. Таха ушла в книжный запой. Не оказалось рядом педагога «воспитки» на нюансы не ориентированны. Книги, поглотившие подростка лишь по форме являлись таковыми, по содержанию… их еще называют «розовыми романами». Макулатуры этой вокруг не меренно.

Пацанская компания вынесла вердикт: Таха свихнулась. А Таха глотала книжки и днем и ночью. Запой кончился через полгода так же внезапно, как и начался. В результате  скорость чтения у Тахи увеличилась в 5 раз, а ее школьный филолог убил «воспиток» на повал заявлением о том, что у девочки «врожденная грамотность». Не зная практически ни одного правила грамматики, и пунктуации Таха начала писать диктанты на пять.

Появились и другие странности. Ее безобразный до этого подчерк значительно изменился в сторону современной каллиграфии. Речь расцвела витиеватыми штампами, которые она к месту и без впендюривала в общение с воспитателями, чем еще в большей степени вызывала раздражение, оставалась костью в горле, шилом в теле административно-педагогического коллектива по нарастающей. Боль неизбывную «воспитки» спровадили в спец.ПТУ, что от классической малолетки отличает только название.

По этапу.

Первый приговор Таха получила за кражу кофточки у одногрупницы

по спецПТУ « Я не крыса»- закончит она свое выступление в Последнем слове. Действительно кофточку она не своровала она ее отняла по праву сильного – грабеж.  «Я вернула бы, на один вечер брала, только ее в драке разорвали». Суд счел историю с кофточкой кражей, но срок положил реальный.

С малолетки Таха вышла «авторитетом» для «своих младших детдомовских сестер и братьев», но без паспорта, без прописки, без каких либо льгот и денежных вспомоществований. Полгода милиция городка ловила лидера стаи подростков «бомбивших» подвыпивших граждан. Ловили- то пацана, а лидером являлась 18- ти летняя барышня. За гоп- компанию Таха получила 3 года. После взрослой зоны «герой малолетки» вернулась изможденной, угрюмой и молчаливой. Сама пришла к знакомой бывшей детдомовке, а ныне преуспевающей предпринимательнице, сказала:

-         Борисовна, помоги. Хочу начать жизнь с начала.

Поскольку у Тахи ни ремесла, ни профессии, Борисовна пристроила ее в бригаду строительных отделочников, жить позволила у себя, но рыкнула

-         Вставай скорей на ноги, мне с тобой нянчится некогда.

Единственное зная биографию Тахи и странности в ее поведении свозила девушку на прием к маститому психиатру. Врач только руками развел, мол, жуткая медико-педагогическая запущенность. На последок сострил:

-         В ваших лесах психологи вообще не водятся?

Бесполезно было рассказывать про то, что в самом детдоме кроме дипломированного психолога имеются шесть социальных педагога. В самом городке только у бюджетной кормушки пасется дюжина организаций с приставками: мед - пед - псих - соц., а профессия психолог по количеству специалистов третья после адвокатов и стоматологов.

После общения с психиатром Таха замкнулась в себе полностью. Борисовна, закрученная в бизнесе ограничилась оценкой мастеров- отделочников удивленных темпами, с которыми Таха овладевала ремеслом. Через полгода Таха, рассталась с бригадой и успешно занялась самостоятельным поиском и выполнением заказов.

Встретившись с Борисовной, после Тахиного ареста я получил категорическое:

-         Я ей не нянька, Поговорите лучше с водителями моей фирмы. В гараже она проводила все свое свободное время. Лучше всего с Михалычем.

  

Мистический тест.

-         Ну, да не совсем она нормальная девка, а может, и не девка, тьфу, ешкин кот, и не в том смысле, что женщина. Только не совсем обычная она: фишки у нее странные, не девчоночьи, ведь ее никто механике не учил, да ведь, поди, ж ты. Если бы кто мне рассказал, что девчонка в автомобилях шарит - не поверил бы.

Дело в следующем. По привычке Таха в свободное время около мужиков околачивалась, в гараже, а не на кухне, в кафе у Борисовны. Вечно чумазая, в драных джинсах, вроде как  «бой» на подхвате: там ключи подать, тут гайку подкрутить. Все лезла со своими советами. К советам не прислушивались. Да приключилась у Михалыча бяка с трамблером. Полдня он провозился, – нет зажигания, хоть лопни. Из гаража все давно ушли, а Михалыч настырничает. Таха при нем сидит  по - зековски у ямы и курит. А потом возьми да и скажи, в чем причина неисправности.

-         Я ее, - говорит Михалыч, - по привычке послал, а потом думаю, дай, посмотрю, и офигел – в точку. Про себя думаю: девка пальцем в небо попала, на удачу, а она:

-         У тебя, Михалыч, на тягах «пальцы» на износ.

-         Это я и сам знал, все планировал в сервис заехать: самому исправить хлопотно. Она мне:

-         Давай спроворим: там работы на полчаса.

Я смеюсь:

- Инициатива наказуема: бери инструмент и вперед, помогу, чем смогу, сделаешь – я тебе полбанки поставлю.

Сделала. Оказывается у нее «пальцы» под мои тяги уже готовы были. У меня аж крыша поехала.

Утром мужикам рассказываю, а они меня на смех. Тут один водила из соседнего гаража говорит, что у них в деревне бабка жила, и ее все «ведьмой по железу» звали, она МТС–овским мужикам безошибочно несправные узлы в движке указывала. Кузнецы, мол, с ней советовались: где в ковке раковина и слабина металла.

Молодняк хохочет, мужики призадумались. Порешили Тахе тест устроить: у кого, что барахлит в машине, пускай она угадывает. Особенно мужики из соседних гаражей взъелись. Из двенадцати – восемь попаданий.

Попросит движок включить, капот откроет, в яму спрыгнет. Походит вокруг машины, сплюнет, ногой разотрет и неисправность указывает. После этого даже молодняк притих. Ей бы, поди, подучиться – во пошла бы практика. Сам-то я неверующий, а, поди, и впрямь ведьма. Через две недели после теста ее менты за поджоги закрыли. Пироманка, одним словом. 

До прихода поезда оставалось 54 минуты 27 секунд. Наташа вдруг вспомнила насмешливо- ядовитую реплику подружки- одногодки то же из «отказников»:

-         Плюнь Таха ты на эту поездку. Нашла Санту - Барбару. Нет у тебя никакой такой матери, а если и есть ты ей на фиг не нужна. Да мы с тобой вообще никому не нужны.

Вспомнила, поежилась и под колеса проходящего товарняка полетел бумажный лоскуток проездного билета до Москвы.

В эту ночь она впервые за год напилась и совершила свой первый, поджег здания городского суда.

  

 


 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 
 

Рельса.

 Чеховский злоумышленник перед Чайковскими отдыхает.

По особому распоряжению главы Чайковской администрации городской ОВД весь июнь посвятил борьбе с незаконным оборотом черного и цветного лома.   В результате заведено 29 уголовных дел, из которых до суда доведены 24, а по 12  уже имеются приговоры. Прекращена деятельность 7 выявленных незаконных пунктов приема. У 2 из 4 легальных приостановлена лицензия. Впрочем, удивляют не столько цифры проведенной компании, а скорее житейские картинки из повседневного быта добытчиков лома.

    К примеру. В разгар дачного сезона два подростка на глазах хозяйки выворотили металлическую печь из бани. Предприимчивый мужичек из сельской местности срезал электропровода к собственному дому. Гражданка в возрасте за 60 унесла кастрюли с общей кухни соседей по коммуналке. Но все рекорды побили нелегальные предприниматели на одной из веток внутригородской железнодорожной коммуникации. На момент задержания они успели выпилить 4 метра рельсы.   Что же творилось до особого распоряжения мэра, и, что же будет после.     Герой Чеховского «Злоумышленника» в конце 19 века по поводу железнодорожной гайки приводит следователю веский аргумент:-         Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…Так вот в начале 21 века ситуация значительно хуже.


 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 
       

Предисловие.

*Мой друг Андрей Кучумов, профессиональный

журналист из Перми, родившийся в Чайковском, любит в процессе испивания крепких спиртных напитков возглашать: « Плох тот журналюга, что не хочет зарабатывать на жизнь художественной прозой». При этом с трудом оторвав, свою обочкастовую личину от стола он порывается написать нетленку прям щас, не отходя от салата. Два года назад местная телекомпания решила снять публицистический сериал о городе. Андрей отозвался на призыв, но как поговаривают,  человек предполагает, а @ располагает…

       Предоставляя тексты, хотелось бы внести некоторые пояснения. Совместно с возникновением города на свет появилось и музыкальное училище имени Петра Чайковского. Считавшееся, по советским временам, престижным сегодня училище переживает не лучшие времена. Но за 40 лет существования училище выдало не одну сотню профессиональных музыкантов, которые стали жителями города.

 

*Предислоаие составлено мною совместно с автором, дабы стиль блюсти.

 

  Рассказ пойдет о моем родном городе, живописно раскинувшемся на берегу величайшей в мире реки. И о странных людях,  изредка проявляющихся среди тех, кого Госкомстат определяет в качестве понятийной единицы  - среднестатистические жители России. Люди то понятно конечно разные, что тебе снежинки на одной ладони, только мне особо интересны те, которые.… Лично для себя   я  их определяю – рассветные трубачи.

 

               Звуки, рожденные сердцем.

- Та, да-да-да, да, да-да –дам. Вальс цветов. Помните? Щелкунчик. Апофеоз. Возвышенно, торжественно и мучительно больно от избытка сладкого.

 

Новеллы

   Новелла первая. Рассвет.

Солнце давно село, но небосвод к западу еще теплится майским закатом. У маленького костра, разведенного вблизи железобетонного берегоукрепления, ссутулившись, сидит Музыкант.

-         Вот здесь и оканчивается парадная набережная моего города. Впрочем, была она парадной лет 20 назад. Было,  да сплыло то время, когда песчаную линзу берега не просто укрепляли железобетонными надолбами, а укутывали ажурным обрамлением  а-ля «Невский парапет». Не успели отцы-коммунисты-градостроители  свой каприз эстетический воплотить до конца. Исторический кредит социализму рухнул. С тех пор весь долгострой «чего-то там с человеческим лицом» напрочь перекособочило, как и эту городскую набережную. Зрелище – душераздирающее. Сподобил бог существовать в эпоху перемен. Сейчас вот водку допью и … с играю.

         Музыкант осторожно раскрыл футляр, лежащий на коленях. Нежно провел рукой по блеснувшему никелем в отблесках костра инструменту.

-         Пять лет не брал инструмент в руки.

Заслышав шорох за спиной, резко захлопнул футляр.

В круг, освещенный костром, бочком и не уверенно вступил Редактор, мужчина 40 лет, изрядно подвыпивший, босой, в трусах, но в светлой сорочке с приспущенным галстуком.

-         Э-э, извините вы не гопник? Конечно не гопник, что это я, право. Видите ли, со мной приключились некоторые форс-мажорные обстоятельства и я несколько,  э-э,  не в форме, так сказать, мн-да, вот. Разрешите погреться.

-         Пожалуйста. А штаны где?

-         Там же, где и бумажник.

-         На гоп-стоп взяли?

-         Ну, в общем,  да. Район у вас здесь веселый, студенческий.

-         Не местный что ли?

-         Моя фамилия Кощеев.

-         И что?

-         Я редактор городской муниципальной газеты.

-         А звать-то  как редактора городской муниципальной газеты?

-         Ох, призрачна мирская слава. Вот так помрешь в одночасье,  никто и не вспомнит. Меня зовут Александр Сергеевич.

-         Смотри-ка,  как Пушкина,  и впрямь,  бессмертное имя. А где вас так?

-         Да вот здесь  в лесочке. Поверите ли, ведь старый пень, а повелся  как пацан на смазливую мордочку, да ладную фигурку. Извините,  у вас водочки не будет?

-         А звать меня как,  вас не интересует?

-         Ох, извините меня еще раз покорнейше.

-         Да ладно вам, есть у меня водка, а звать меня Петром. Вон в песке прирыта, только закуски нет и стаканчик один.

-         С вашего разрешения и за ваше здоровье.

Кощеев выпивает. Из леса появляется гоп-компания. Крадутся, как шакалы в саване. Их пятеро. Лидер- Винт, с ним того же пост-тинейдж возраста: Павлуша, Зиппер, Зуппа и чуть помоложе Машка.

Маш: Александр Сергеевич, бегите!

   Зиппер зажимает девушке рот. Гопники обступают сидящих у костра.

Винт: Что, папак,  недалеко убежал?

Маш: Александр Сергеевич, миленький, я не думала…

Винт: а тебе и думать не положено

Петр: (пристав в боевую стойку) думать никому не противопоказанною.

Винт: а тебе слово не давали.

Петр: а я тебе и без слов сейчас уши надеру.

-         Дотянись сначала.

-         Дотянусь и до ушей (хватает из костра горящий сук, при этом опрокинув кофр. На песок вываливается  труба. Которую тут же подхватывает Павл.)

Павел: (восхищенно) ух, мать клевый инструмент, твой что ли?

Петр: тебе дело, оставь, не трогай.

-         Твое что ли? (бережно передавая в руки) А я на валторне играл у Кучкудалова.

-         Так оркестра уж два года, как  нет.

-         Так я два года как в шараге промышляю. Отец запил и кончилась моя лафа в детской школе исскукств.

Винт: Я тут гляжу встреча ветеранов. Павлуха кончай лирику, И ты Машка не трепыхайся. Заказ взят - папика без штанов оставить делаем.

     Обреченный бежит к воде, Зуппа делает ему подножку, Они борются. А.С, дотягивается до бутылки водки. Заппа:

-Э, водку не разбей

В общей суматохе не участвует Винт. Павел и Петр с одинаковым стремлением спасают инструмент:

-Верхнее ля брал?

-А чего брать? Была бы дыхалка

-Так инструмент фиговый.

-исполнителю гланды мешают.

-дыхалка хреновая, я тебя вспомнил   курить надо меньше

-         и пить, тоже играя на похоронах

-         да, я тебя в гробу видел

-         а я тебя рядом с гробом

-         научишь ля брать?

-         Если сейчас не задушишь.

-         Прямо сейчас

-         Руки убери с горла и кончай гопничать.

        Зиппа держит на удавление АС, Зуппа так же Машку.

Павл: Винт, кончай концерт давай с людями мирно поговорим, вот этого я вам точно не отдам

Винт: со мной схлестнешься?

-         Да хоть с тобой (находит брошенную водку, отбивает о камень розочку) поиграем?

Зип.: Винт ну его на хер, он же психованный, ты знаешь.

      \Гопники уходят. У костра остаются: Петр и Павел, АС и Машка:

-         Ой, посмотрите пока бились и ночь прошла

-         (АС) Удивительное место приключилось для нашей встречи

-         Александр Сергеевич тут вот ваши штаны и пиджак нашлись.

-         А нет ли там милая барышня моего бумажника?

-         Есть!

-         В таком случае у нас есть повод выпить

-         Бумажник-то есть, бабок в нем нет, но вы не переживайте, пожалуйста, бухало я сейчас принесу. Девчонки мне в общаге не откажут. И не подумайте, Христа ради, что я вам зла желала.

Петр: все, что произошло исключительно из любви к вам

Павл: Да ну их светлячков, ты обещал…

       Малиново обещающе встает солнце. Петр берет трубу и играет.

 

                    Новелла вторая:  «Три сестры».

Детская школа искусств. Кабинет виолончели. Мальчик лет 12-ти пилит. Учителка, на вид лет 25, но уже усталая и неоднократно перекрашенная блондинка. Раздраженно:

-         Си бемоль, бемоль, а не диез. Аппликатуру сохраняй и не смей десонировать. Ты опять дома не занимался? Не занимался!

Из чуть приоткрытых дверей:

-         Новелла Петровна…

-         Слышать ничего не хочу. ( Обращаясь к ученику) Твоя мать 25-ть коридоров готова вымыть лишь бы ты учился. (Переходя на визг), а ты. Ты, ты…

       Из приоткрытых дверей:

-         Новелла Петровна….

-         Слышать ничего не хочу. (звонит мобильник) Да! Опять 25! Слышать ничего не хочу, (ребенку) это не тебе ты строй себе (в трубку)  я просила тебя мне не звонить, когда я в работе да я в работе, как в работе и ты. Что? Да пошел ты.. В гробу я твои розы видила…

Двери раскрываются. На пороге Эльвира, брюнетка 30-ти лет:

-          Нови можно тебя на минутку. Новелла Петровна, пожалуйста, остановите урок

Схватив коллегу за руку, Эльвира буквально выдергивает Новеллу из кабинета. Тащит ее по коридору к лестничному пролету.

-Нови я просила тебя. Не повышать голос на детей.      А я просила Вас не назыввать меня этим  дурацким именем

   Женщины уже готовы к бабской драке.

     С врхневого пролета, там,  где тень:

- Милые барышни, только вы не взрывайтесь. Хотелось бы спросить.

   Из темноты чуть виднеется силуэт хрупкой женщины в халате технички. Вот она спустилась на несколько ступеней и при свете видно, что женщине немного за 50, но выглядит она гораздо старше.

Э: Ой! София Владимировна, добрый день, мы вас не заметили.

Н: Здравствуйте Софья Владимировна.

-         Здравствуйте, здравствуйте милые барышни, я только хотела спросить, неужели окончился урок? Не слышала звонка.

Э: Да нет, София Владимировна, мы с Новеллой покурить решили, на перемене дети, знаете, как то неудобно.

-         Новелла Петровна, голубушка, вас расстроил мой оболтус? По расписанию у него сейчас специальность.

-         Да, уважаемая Софья Владимировна, он пришел на урок совершенно не подготовленный.

-         Да нет, занимается он с усердием, дело в неразвитости слуха.

-         Так на кой ляд вы его на музыкальное отделение впихнули, вон у художников недобор, поди, там от него толку было бы больше.

-         У мальчика очень хороший внутренний слух и он композицирует, как бы это не было удивительно.

-         Э.  Да-да София Владимировна, у вашего мальчика прекрасное образное мышление.

-         ( Н. Отходя от гневного возбуждения) с этим не поспоришь, мальчик действительно талантливый, но слух, милые мои он либо есть, либо нет.

-         С., но я встречала и неоднократно в педагогической литературе мнения о развитии музыкального слуха у детей (виновато оправдываясь) если конечно у ребенка есть хотя бы минимальные к этому способности.

-         Н. Вот и шли бы в педагогику, а не шваброй махали.

-         Вы, безусловно, правы Новелла Петровна, извините, я пойду, у меня еще концертный зал, к сегодняшнему вечеру.

 После ухода С., Э. Садится на ступени:

-Ох, Нови, ты и ссука.

    Н. Опершись о стену, вяло достает из нагрудного кармана джинсового сарафана сигареты, прикуривает, с безразличием:

-         Ага, а ты кобель с яйцами.

-         Разве так можно с людьми?

-         Давай лечи. Пацан у нее действительно бездарный (протягивает собеседнице пачку сигарет) кури, не выпендривайся, на перемене действительно будет некогда.

-         Да подавись ты.

-         Давлюсь и кашляю. (Садится рядом)

-         (берет и прикуривает сигарету) Чего тебя лечить. Маленькая собачка и в старости щенок.

-         Эт-то я то маленькая.

-         Мелочная, стервозная гадина вот ты кто. Пошла по жизни не складуха, айда на детях зло срывать.

-         Ой, ой, ой, какие мы правильные, Я, подруга, как ты  боль в себе держать не могу. Дети? Ну, бывает иногда. Да и то, коли лентяй и бездарь. ( Возбуждаясь) Лучше молчи. Софьин киндер – бездарь. Вещи называю своими именами. Нарожают уродов, мучайся потом с ними.

-         Он ей не родной.

-         Чего? Кто не родной?

-         Сын у нее приемный. Родной у нее 15 лет назад в армии повесился. Очень талантливый был мальчик, я с ним в музыкалке училась, большие надежды подавал, собирался в консерваторию.

-         Слюнтяй.

-         Ага. Ему бы девочкой родиться. Хорошенький такой. Пальчики, как у Ростроповича. Да и был бы, наверное, вторым Ростроповичем, специализация кстати виолончель. В армии его девочкой и сделали.

-         В жопу, что ли трахнули?

-         Нови я тебя прошу.

-         Да ладно че, детей вроде вокруг нет

-         (обречено) а-а, горбатую могила исправит. Кто то из однокашников рассказывал, по-моему, Прохан, точно он свое  расследование устраивал, лет пять спустя, когда уже журналистом стал. В общем, замполит или как у них там, но главный, заставлял Олежку на пианино играть, пока напивался, а потом там же у пианино его и …ну, это. Вот.

-         Скот. Эстет, бля. (Раздается звонок с урока) Все подруга, побежали по ветерку. Кстати, а почему ты ее Софией зовешь, а не просто Софьей?

-         Дословно с греческого – мудрость, сОфия. (спешно заворачивая окурки в бумажный пакетик) как то ей об этом сказала, а она задумалась. Я в шутку потом пару раз ее так назвала и заметила: серьезно человек к этому относится. Так и сложилось, так и зову ее лет пять. Сама привыкла.

Преподавательницы спешно идут к своим классам по коридорам, что уже наполнены громогласным детским водоворотом.

Э (раздраженно) господи во времена моего детства в этих коридорах и пикнуть не смели.

Н: баррдак твою так (внезапно остановившись, озадаченно) обожди, Владимировна, это чего? Владеет миром что ли? Это мудрость то? Ну, уморили вы меня филологи траханные. (Поймав гневно осуждающий взгляд подруги, перекрывая гомон школьной перемены) Да ладно тебе, они все равно ничего не слышат.

 

Сквозь раскрытые окна музыкальной школы доносится бравурный военный марш. Идет репетиция духового оркестра к встрече очередного юбилея Победы. В одной из шеренг движется Трубач:

-         Интересно из преподов кто-то есть из нашего выпуска?

  


 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Никто не знает будущего. И менее всего-те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.  (И. А. Бродский) Журналистика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь. В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ 
Будучи в Риме.

Будучи в Риме заехал к Никите Сергеевичу. Он меня и свел с уральскими забавными помещиками, имеющими собственный дом-студию на Гангутстком проулке…граппы испили не меренно и я, поди, богу душу отдал, если бы старший из этих живописцев мне по утру не поднес воистину божественный напиток, который для них варит ключнитса из их из их российских имений …

   Настя:

Обыкновенней спирт двойной возгонки выстаивается на июльском солнце трое суток, после чего в него идут составные концентраты приготовленные загодя.

Арелица (в просторечье)- нимфея кувшинка чисто-белая. В сентябре берутся от нее стебли и томят, высушивая в темном нехолодном месте. После чего протирают на льняной дранке.Прострел (сон-трава, калипсо) высушенные соцветия, собранные в первой половине мая. Яренник (Ярышник шлемоносный) у него два корня яйцевидных целостных клубней, в августе берется тот, что молодой. До момента закладки хранится в темном не холодном месте. Перед тем, как навар повелить надобно молитву прочитать: Верую в тебя о, Господи и в Христа и в Отца твоего и в Божью Матерь и во всех святых  заступников, кто как не вы даст нам, в грехе рожденным избавления. Кто как не ты о, Господи дасть нам веру в благодать дня завтрашнего. Подбирается вкусовая основа из мелиссы обыкновенной и перечной мяты.После чего травяной сбор закладывается в спиртовую основу и выдерживается в течение 14 дней в темном не холодном месте. Издержки рецепта лишь в технологии длительного травяного сбора зато  эффект уникально замечательный.

 
 
УралWeb. Регион в интернете

 

 

 

Хостинг от uCoz