Домашняя
Структура семьи
Сватовство
Свадебные обряды
Похоронные обряды
О Каме
Интересные факты
Исчевзнувший город
Досье
Лирика

 

Фотоальбом 
Разное
 Гостевая книга
mailto:khok@rambler.ru
Юмор

аккумуляция бредней

Н.Ж.М.Д.: Коллекция маразма

ЗаШиБиСь

Разное:

Счетчики посещений

Все ссылки (каталог)

Россия XIX век

История

Страничка

 

Рейтинг ресурсов "УралWeb"

 

  Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит. (В.Г. Белинский)

БРАК И СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ.

Брак и брачные нормы.

Нормы брачно-семейной жизни сложились в народной среде на ранних исторических этапах и включали в себя языческие дохристианские нормы. К таким особенностям относится обычно-правовое регулирование семейного строя и всей семейной жизни.

Брачный возраст для девушек наступал в 16 лет, для мужчин – 18, но предпочитали жениться с 20 лет. Это подтверждают данные метрических книг Свято-Никольской церкви в селе Сайгатка за 1863,. 1894 года.

У крестьян с.Сайгатка преобладали браки, заключенные в возрасте 21 – 30 лет. Довольно много браков заключалось и в молодом возрасте (до 20 лет). Брачный возраст мужчин и женщин начинал выравниваться. Повторные браки встречались не часто. Метрическая книга 1894 года Сайгатской церкви зафиксировала 3 повторных брака из 50 зафиксированных. Это были браки вдовых людей.

Все браки по семейному состоянию можно разделить на 2 основные группы: первичные браки, когда жених и невеста вступали в брак впервые, и вторичные, когда оба обручающихся партнера (или один из них) уже состояли в браке, но этот брак был прерван вследствие смерти одного из супругов или раз вода. Основную часть браков составляли первичные браки.

Смешанных в сословном отношении браков в к. XIX – XX вв. в с. Сайгатка, Сайгатской волости не было. Местное крестьянство было однородно по составу и среди него не было резкого расслоения. Женились или выходили замуж «за ровню». Чаще всего браки заключались в пределах ближайших деревень, ближайших волостей, при женитьбе сыновей и особенно при выдаче замуж дочерей соблюдалась возрастная очередность. Ее нарушение служило поводом для распространения среди односельчан возможных толков, догадок и сплетен. Как правило, они были не в пользу «обойденной» сестры. Ей приписывали различные нравственные пороки и физические недостатки. В тех случаях, когда младшая сестра выходила замуж раньше старшей, последняя нередко оставалась навсегда вне брака, поэтому в тех случаях, когда сватали младшую дочь при наличии незамужней старшей, обычно отказывали: «У нас через сноп не молотят», а в отдельных случаях давали согласие, но подменяли или пытались подменить невесту в день венчания ее старшей сестрой.

Духовное родство являлось препятствием для вступления в брак. По официальным законам не допускались браки только духовного сына с восприемницей (крестника с крестной матерью) и духовной дочери с восприемником (крестницы с крестным отцом). По народным воззрениям, препятствием для брака нередко считалось кумовство и крестное братство. В разной вероисповедальной среде  бытовали разные формы заключения браков. В большинстве случаев обязательным было церковное венчание, невенчанный брак  в православной среде рассматривался как безнравственный. Дети от таких браков считались незаконными.

Старообрядцы в церкви не венчались, брак считался законным, благословенный наставником старообрядческой общины и родителями. В метрических книгах Сайгатской церкви часто встречаются «подписки» об отречении от старообрядческой веры, для возможности крещения и венчания в церкви. Переход из веры в веру заключался обычно в формальном исполнении требуемого обряда и не менял чего-либо в религиозном мировоззрении перешедшего.

При заключении браков вставал вопрос о приданом. Приданое не включалось в общесемейное имущество, не делилось между членами семьи, а передавалось по наследству по женской линии. В приданое обычно давали скот, постель, одежду. Во время свадьбы жених давал выкуп за невесту. Размер выкупа, как и приданого, зависел от достатка семей.

Условия и время заключения брака определялись при сговоре до свадьбы. Окончательное закрепление сватовства совершалось во время рукобития - обеда (обрученье).

Крестный отец жениха был тысяцким на свадьбе. Невестины крестные сидели на свадьбе возле нее. Дядя и брат жениха могли быть дружкой.

Семейное состояние брачащихся оказывало существенное влияние на характер заключения браков и особенно на их оформление. С соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала заключались первичные браки и браки вдовых мужчин с ранее не состоявшими в браке женщинами. Браки вдовых и холостых мужчин с вдовами свадебными обрядами не сопровождались.

Время заключения браков было тесно связано с земледельческим календарем. Вступление в брак, как правило, приурочивалось к свободным от сельскохозяйственных работ периодам года. Существенное влияние на распределение браков по месяцам оказал также и церковный календарь. В посты свадьбы не игрались. Поэтому основное количество браков приходилось на осенний (от  Покрова до Филиппова поста) и зимний (от крещения до Масленицы) периоды. В это время заключалось до 80% всех браков.

Таким образом, приведенные материалы свидетельствуют о том, что для Сайгатской волости была характерна довольно сложная система брачных норм. Она регламентировала брачный выбор и возраст вступления в брак, оказывала влияние на календарное распределение браков, определяла форму заключения браков и характер брачных торжеств.

Развитие товарно-денежных отношений ослабило значение крестьянского надела как единственного источника средств существования, уменьшило зависимость детей от родителей, снизило роль глав семей и родителей в заключение браков, расширило круг предбрачных знакомств и возможность брачного выбора.

Хостинг от uCoz