КУДА ИСЧЕЗЛА "ЗОЛОТАЯ БАБА"?

Карта сайта
Кама
Беринг
Сокровища Ермака
Золотая баба
Тайна подземелий
Клад Анфала Никитина
Структура семьи
Братья Калинниковы
Сватовство
Свадебные обряды
Похоронные обряды
Андрей Кучумов
Садовница

 

 

     Что такое Пермь Великая - название племени, географический термин или название государства? Каждый читатель, наверное, сам для себя сделал вывод. Мнение автора: к середине ХУ века в Верхнем Прикамье сложилось государственное объединение - Пермь Великая.
А сейчас перейдём к вопросу, о котором легенд, преданий, гипотез больше, чем во всех прочитанных Вами шести рассказах. Имя "герою" этого вопроса - "Золотая баба". Сколько поразительных событий,  сколько страстей, кровавых трагедий связано с ней. И сколько тайн!
Вопросы, вопросы. Откуда взялось это одно из чудес света? Почему её так самоотверженно хранили люди? Где взяли эти бесхитростные радушные и добрые охотники и рыболовы столько упрямства и ловкости, чтобы из века в век сохранять свою святыню от жадных рук? Что это за божество и куда оно исчезло?
Самое первое упоминание о Золотой бабе, как предположительно, содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вёл знаменитый Торер-Собака,  совершили поход в Биармию. На р.Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.
Сведения о Золотой бабе есть и в русских летописях. Софийская новгородская летопись /I398 г./, сообщая о кончине св. Стефана Пермского, не преминула упомянуть о ней:  "Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью". Сообщает о ней и новгородская повесть "О человецех незнаемых в полунощных странах". Там рассказывается, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на собаках и оленях и поклоняются дереву, красному знамени /?/, камню иссечённому, Золотой бабе. Как видим, в Х1У веке идол уже был на Вычегде, но как он выглядел - летописцы, вероятно, не сочли нужным сообщить.
В 1501 году митрополит Симон в послании Великопермскому князю Матвею Михайловичу и всем пермичам, людям большим и меньшим, упрекает их в том, что они поклоняются Золотой бабе и Войпелю болвану. С Вычегды идол переместился в Верхнее Прикамье.
В западноевропейской литературе ХУ1-ХУП веков рассказы о Золотой бабе приобрели большую известность. Редкий автор, говоря о Московии, не упоминал о ней. Впервые об этом божестве сообщил в 1517 г. в "Трактате о двух Сарматиях" ректор Краковского университета М.Меховский. Это была книга о малоизвестном государстве Московском. В ней М.Меховский поведал миру, что за "областью именуемой Вятка по дороге в Скифию стоит большой идол Золотая баба, что в переводе означает  -золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости и гоня зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения; даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходит мимо".
Подробное описание Золотой бабы оставил австрийский посол в Московии барон Сигизмунд Герберштейн. Собственная любознательность побудила его заняться собиранием сведений о стране, которая была почти не известна миру. В своих "Записках о Московии", вышедших в 1549 году, о Золотой бабе он сообщал следующее:  "Золотая баба есть идол, находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу... Этот идол есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына и будто, там уже опять виден ребёнок, про которого говорят, что это её внук. Кроме того будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянно звук наподобии труб". На карте С.Герберштейн впервые поместил изображение Золотой бабы в виде статуи женщины с копьём или жезлом в руке, короной на голове.
Вслед за С.Герберштейном почти все стали помещать Золотую бабу близ устья Оби. Правда, изображали её по-разному: литовский картограф А.Вид /1545 г./ в виде статуи обнажённой женщины с распущенными волосами,  стоящей на пьедестале с большим рогом изобилия; на карте С.Мюнстера, учёного монаха-францисканца /1544 г./, ребёнок превратился   в дубинку; на карте Джекинсона /1562 г./ изображена обнажённая женщина на троне с двумя детьми на руках.
Кстати, не все считали, что божество наготовлено из золота. Так, итальянец А.Гваньини в "Описании Европейской Сарматии" /1578 г./ написал: "В этой Обдорской области около устья реки Оби находится некий древний истукан, высеченный из камня, который москвитяне называют Золотой бабой. Это подобие старой женщины, держащей ребёнка на руках и подле себя имеющую другого ребёнка, которого называют её внуком. Этому истукану обдорцы, угричи, вогуличи, а также и другие соседние племена воздают культ почитания, жертвуют идолу самые дорогие и высокоценные собольи меха... закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот и глаза и прочие члены изображения. Сырые же внутренности жертвы пожирают, и во время жертвоприношения колдун вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать; истукан же /странно сказать/ обычно даёт вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел".
    Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская Кунгурская/ летопись С.Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до с.Белогорье на р.Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После взятия городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.
Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник а потом миссионер Григорий Новицкий, что Золотая баба находится в районе р.Конды.
 В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей следят чьи-то зоркие глаза. Наверняка он был близко от места, где хранилось божество, так как его убили люди, оберегающие святыню. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга г.Новицкого "Описание о народе остяцком".
    Среди тайной переписки Тобольской консистории хранится донос, датированный 1757 годом, на крещёных хантов - Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. Они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу - "шайтану". Были они своеобразными уполномоченными по сбору дани для Золотой бабы. В 1904 году писатель К.Д.Носилов на Конде нашёл слепого старика манси Савву, который сообщил ему, что Золотая баба через их леса была перенесена верными людьми на север, эа Обь /р.Казым или р.Таз/ и что она выглядела следущим образом: "Голая баба и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, всё есть, всё сделано, как быть бабе".
Самые свежие сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В книге "Тайна Сорни Най" он пишет, что в 1936 году манси Даниид Сургучёв предложил приёмщику рыбы Антону Кадулину заглянуть   в "шаманский амбарчик". Он сказал, что старики привезли самого главного сильного "золотого идола". Данила рассказал Антону о шаманах Золотой бабы. Тот заинтересовался и стал расспрашивать однофамильца Даниила - Григория Сургучёва. Люди говорили, что он один из главных хранителей Золотой бабы. Но Григорий твердо сказал, что божество спрятано на острове среди гиблых топей, и никому не отыскать туда дороги.
    Старики Сургучёвы скончались и вместе с ними, казалось, ушла тайна безвестного островка, где зарыта или завалена хворостом Золотая баба. Но на Конде нашёлся школьник Алексей Сургучёв, который написал письмо в редакцию "Комсомольской правды". Он сообщал, что его отец видел древнюю статую как раз там, куда указывали дорожники, Сибирская летопись, "Описание о народе остяцком" Г.Новицкого. То, что видел отец Алексея - это огромная статуя изображающая женщину, видимо каменная, что само по себе удивительно - кругом на тысячи километров нет таких скульптур. Она ли называлась Золотой бабой или где--то рядом была спрятана настоящая золотая статуя - неизвестно, так как дока никому из учёных не удалось побывать в этих местах, которые почти недоступны летом из-за дикой тайги и болот. Зимой же надо идти на лыжах без дороги и легко пройди мимо. Говорят, что большая статуя сейчас повалена.
И это далеко не все сведения о Золотой бабе. Очень многие пытались найти это божество и даже выискивали места, где она хранилась, но вместо Золотой бабы видели там идолов другого облика: гусей, деревянных кукол и пр.
Сведений о Золотой бабе очень много. Легенды перестают быть неправдоподобной сказкой, и невольно возникают вопросы. Откуда же появилось это золотое божество? Кто создал его, какой народ? И куда исчезло оно? Будет ли когда-нибудь разгадано таинственное исчезновение золотого идола? И, наконец, где искать этот легендарный клад?
    Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что "Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя". Он приводит слова римского историка Юлия Поннония Лэта, который в своём труде "Комментария к Флоре" писал:: "Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Алларихом (Это было в 410 году. Алларих - король вестготов). На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, а часть вернулась на Родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесённые из Рима, которым поклоняются как божествам".
    А.Баков в статье "Христианская история Урала" -сообщает следующее: "Когда угры, предки венгров, переселились в Паннонию, то им явилось чудо. В День Рождества Христова пошёл ледяной град и образовал фигуру девы, держащую младенца в венце.
Затем изображение младенца начало постепенно уменьшаться и ко Дню Обрезания Иисуса совсем растаяло. Образ же Богоматери, казалось,  сделанной изо льда, не удалось растопить даже на костре. И тогда всё воинство угорское обратилось в христиансво. Образ же Богоматери был отвезён на Урал. У ног его возносили первые уральские христиане молитву Господу, Богородице, святым и ангелам. Язычники же поклонялись самому образу и прозвали его Золотой бабой".
    Близкую мысль можно найти у Михова, признававшего Золотую бабу глиняной позолоченной статуей Мадонны, завезённой на север русскими. И.Н.Смирнов называл её коми-пермяцким божеством, М.Л.Лебедев - коми--зырянским, Н.С.Трубецкой - вогульской богиней Куалтысь, А.Н.Соболевский видел в Золотой бабе влияние культа древнеиндийского божества подземного мира Иомы. Какой огромный разброс мнений: от Индии и Рима до небесного чуда!
    Пытались найти Золотую бабу во многих местах: на Вычегде, Уральских горах, Оби, Конде и в других местах. Журнал "Вокруг света" в I960 году поместил статью об этом таинственно исчезнувшем божестве. Одним из авторов статьи был уже упомянутый нами Л.Теплов. Статья заканчивалась так: "Но если немного продолжить по карте путь, который проделала Золотая баба аримпасов, убегая от новой жизни, неумолимо наступающей на её дикие владения, то линия упрется в место, которое, кажется, самой природой приготовлено для сокрытия кладов. Это мрачные безжизненные горы Путорана на Таймыре, за нынешним индустриальным Норильском. Там до сих пор есть места, где не ступала нога человека. И, может быть, там в пещере, которую уже никто из живых людей не помнит, вместе со своими трубами на истлевших мехах лежит гигантская драгоценная матрёшка - безмолвный свидетель тысячелетней истории нашей земли, игрушка мрака, который ушёл навсегда.
    Чтобы разобраться со всеми этими вопросами, начнём с того, что же это было за божество и с чем оно было связано. Анализируя различные сведения, можно прийти к выводу, что это - божество,  связанное с водой, подземным и верхним мирами. Наиболее близки ему по значению удмуртская богиня Кылдысин и мансийская Калтась. Это великие матери-прародительницы. От них пошло всё живое на земле, да и сами земля и небо. Космо-гонические мифы коми сообщают, что Зарни инь /Золотая баба/ является прародительницей Ена /божество верхнего мира/ и Куля /божество нижнего мира/, иногда солнца и луны.
    А мы с Вами помним, что рядом с Золотой бабой изображались сын и внук или, в крайнем случае, сын и муж. И об этом можно узнать в мифах. У Ена был сын Войпель, один из самых почитаемых богов коми. По одной из легенд Войпель /Пера/ взял в жены Заринь /по коми "зарни" - золото, а "инь" - женщина/, и от этого брака пошёл коми народ. Всё" сошлось. Если рядом с Золотой бабой изображались Ен и Войпель, то, с одной стороны, это сын и внук, а с другой - сын и муж.
Нет ничего удивительного в том, что легенды о Золотой бабе связывали и, с коми, и с угорскими народами. Когда-то в далёком прошлом это был единый народ или родственные народы, и самый древний миф о сотворении мира /земли, неба я всего живого/ должен быть у них одинаков, что и есть на самом деле.
    Чтобы ответить на вопрос можно ли найти Золотую бабу, нужно выяснить, как она выглядела. "Да это же известно, -воскликнет нетерпеливый читатель женщина с одним или двумя детьми, мужчинами". Но внимательный читатель, наверняка, отметил для себя, что наиболее подробные описания изображения сделаны иностранцами, которые не только не видели Золотую бабу, но большинство из них никогда даже не были в России. Русские же летописи о внешнем виде практически ничего не сообщают.
    Но поиски ответа на этот вопрос - не такое уж безнадежное дело. Мы выяснили, что Зарни инь по коми-пермяцкой мифологии - Великая мать-прародительница. Эти же мифы так рисуют сотворение мира. Вначале была только вода, безбрежный океан Саридзь. По нему плавала утка. Из снесённого ею яйца образовалось: из верхней части - небо, из нижней - подземное царство, а центр - земля. Что же получается? Что утка и есть Зарни инь? Даже не верится. Но в одном из преданий она прямо названа уткой - "Матерь солнца, мать луны - та божья утка".
    Но почему именно утка стала образом для Великой матери-прародительницы, олицетворяющей Вселенную? Я думаю, это объясняется тем, что утка умеет летать по воздуху - верхнему миру. Представители среднего мира ходят по земле, нижнего - ныряют под воду.
    И поиски Золотой бабы не были бесплодными. Вспомните, иногда на святилищах находили изображение гуся - это же древнейший символ Золотой бабы. Правда, те, кто искал, ждали другого. Наверное, с течением времени зооморфный образ главной богиня стал антропоморфным. Так, вероятно, появилось изображение женщины с двумя мужчинами на предметах пермского звериного стиля. Не исключено, что в позднее время крупные изображения этого идола изготовлялись из дерева или другого материала. Но вряд ли они дошли до нашего времени.
 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ruУралWebРейтинг@Mail.ru

 

 

Хостинг от uCoz